«Шкура на кону», или Метод проб и ошибок
14.10.2019

Такие масштабные мероприятия, как мировой чемпионат WorldSkills в Казани, о котором я писал в прошлый раз, всегда запоминаются еще и встречами с новыми интересными людьми. На этом чемпионате одним из самых его почетных гостей и хэдлайнеров был Нассим Талеб – американский эссеист, писатель, математик, трейдер и риск-менеджер ливанского происхождения. Кроме того, он имеет еще и докторскую степень философии в сфере наук об управлении, полученную в Университете Париж-Дофин. Сфера его научных исследований – изучение влияния случайных и непредсказуемых событий на мировую экономику и биржевую торговлю. Наиболее известные книги Талеба, ставшие бестселлерами, – это «Черный лебедь» и «Антихрупкость», которым я в своё время посвятил отдельные блоги (http://www.tsu.ru/university/rector_page/o-nedavno-proslushannom-i-prochitannom/?sphrase_id=224771 ; http://www.tsu.ru/university/rector_page/o-proslushannom-i-prochitannom-chast-2/?sphrase_id=224771).

Во время перелёта в Казань я дочитал и его последнюю книгу «Рискуя собственной шкурой. Скрытая асимметрия повседневной жизни» (2018), отличающуюся яркими и бескомпромиссными суждениями относительно основной темы, как и все другие творения Талеба. В данном случае это была тема реальной (профессиональной) ответственности и умения рисковать. Зная из программы мероприятий о приглашении Нассима Талеба на конференцию WorldSkillsConference, которая была организована в рамках казанского чемпионата, я не предполагал, что предстоит и личное знакомство с ним. Тем не менее, благодаря Дмитрию Пескову – спецпредставителю президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития идиректору направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ), оно произошло. Вместе, втроём, мы прошлись вокруг огромного стадиона «Казань Арена», направляясь на церемонию открытия чемпионата и обмениваясь впечатлениями от уже увиденного.

19.jpg

Несколько позже я наблюдал Нассима Талеба в дискуссии, в которой он участвовал вместе с Дмитрием Песковым. Эта дискуссия стала одним из самых ярких и обсуждаемых мероприятий деловой программы WorldSkills в Казани. Изначально её полемика была задана вопросом Дмитрия Пескова о том, нужно ли большое внимание уделять совершенствованию конкретных навыков и технологиям обучения им, если мир становится всё менее предсказуемым, а значит, потребность в каких-либо конкретных навыках снижается. По сути, ответ на этот вопрос должен определять и стратегию развития движения WorldSkills во всём мире и отдельных странах. Нассим Талеб уверен, что ответ может быть только один – идти путем проб и ошибок и вкладываться, прежде всего, в риск-менеджмент (управление рисками), а не в риск-контроль (избегание рисков) и конкретные навыки, которые могут и не понадобиться. Большая часть того, что прозвучало из уст Талеба, уже было мне знакомо по его последнему произведению «Рискуя собственной шкурой. Скрытая асимметрия повседневной жизни». Как правило, так и бывает: автор долгое время находится под властью своей последний книги, пока не начнет работать над следующей. При этом слушать Талеба было всё равно очень интересно, поскольку он является очень искусным оратором и где-то даже «шоуменом», всегда подстраивающимся под запросы основной целевой аудитории. Здесь это были люди, отдающие приоритет практическим навыкам: представители различных производственных компаний, профессиональных сообществ и т.п.

20.jpeg

Вот основные тезисы его выступления:

Мир таким, какой он сейчас есть, и все эти технологии, создали не академики, а авантюристы. Они, возможно, не чертили мелом на доске формулы, не получали профессорские должности, а рисковали. Поэтому сегодня в Кремниевой долине такое большое количество людей, которые вылетели из университетов, и которые создают новые технологии. Вылет из университета для них – это как медаль за достижения. Если ты провалился только четыре раза, то ты вообще никто.

– Чем больше ты ошибаешься, тем лучше. Калифорния держится на этом и питает весь мир своими идеями. Самый большой уровень банкротств в мире – в Кремниевой долине. Вот вам и метод проб и ошибок. Какой урок мы можем извлечь из этого? Наука очень важна. Для выходных. Но приходит утро понедельника и нужно начать что-то делать руками. Есть иллюзия, что богатые страны – это страны, у которых 100% людей с высшим образованием. Но нет, дело не в степени образования. В книгах непросто описать, что вело вперед эти страны. Люди часто думают, что богатство появляется благодаря образованию. Но все наоборот, образование появляется благодаря богатству. И в любом случае метод проб и ошибок преобладает.

Самые ценные навыки в жизни – это не навыки работы с «известным», а навыки работы с неопределенностью, а также умение на этом заработать. Теория не позволяет взаимодействовать с неопределенностью. Теоретические знания уступают знаниям, полученным из опыта. В природе многие ошибки используются как топливо для дальнейшего прогресса, хотя большинство людей думает, что природа таким образом «спроектирована». Это не так. Природа любит ошибки, но не допускает слишком высокого уровня ошибок. Но в то же время количество ошибок не должно быть слишком большим, так как в этом случае вы не извлекаете опыт из прошлого. 

– Мы умнеем гораздо быстрее, когда что-то делаем, а не когда просто сидим и думаем. Преуспевают те, кто пользуются методом проб и ошибок, а не те, кто занимаются дизайном, пишут формулы и рассуждают в теории. Бизнес, который много ошибается, и эти ошибки обходятся относительно недорого, в конечном итоге делает ошибку, которая помогает ему много заработать. В мире есть тысячи одобренных лекарств и только 35, которые, мы в точности знаем, для чего используются. Препарат «Виагра» был ошибкой, поскольку изначально его сделали для регулирования давления крови. Некоторые фармацевтические компании расцвели на этой ошибке, поскольку знали, как ею воспользоваться. Вся медицина, фармацевтика состоит из метода проб и ошибок. Как только они отходят от этого метода, так сразу хуже получаются результаты.

– Важно не выиграть в соревновании, а выжить в реальном мире. Если в нем нет давления со стороны рынка, вам необходим инструмент, который будет оказывать такое давление искусственным образом. Инженеры – прекрасные риск-менеджеры. У них есть «встроенные» механизмы управления рисками. Самые лучшие инженеры жили в Древнем Риме. Они гораздо лучше, чем мы сегодня. Римляне терпеть не могли теорию и ненавидели математику. Они строили с помощью секретных навыков. У них были гильдии, которые собирали секреты и не делились ими ни с кем другим. Огромное количестве этих секретов, к сожалению, утрачены. Они строили соборы без геометрии, которая известна нам. У них была собственная геометрия.

– Личный риск – отличная стратегия риск-менеджмента. Инженер строит мост, затем он и его семья две недели спят под этим мостом. Нет более надежного метода управления рисками, чем поставить на кон собственную шкуру. В Бразилии, если вы занимаетесь техобслуживанием вертолетов, вас периодически заставляют на нем летать. Риск-менеджер должен сам рисковать, а не просто сидеть в офисе. Почему в англо-саксонской системе ненавидят юристов? Потому что это риск-контроль, а не риск-менеджмент! И чем больше в мире стран, где ненавидят юристов, тем лучше.

– Обучать в вузе тому, как разрабатывать технологии, это все равно что читать лекцию птицам в полете. Люди, занимающиеся технологиями, не пишут книг. Книги пишут профессора. Но настоящие герои пришли не из академического мира, у них не было времени обсуждать, что они делают. Не рассказывайте птицам как им летать.

– Мир не развивается «сверху вниз». У нас была иллюзия, что промышленная революция произошла в результате появления научного знания. Нет, промышленная революция состоялась усилиями авантюристов – любящих риск людей, которых отчасти вдохновляли члены королевского научного общества. Есть миф, что кибернетика пришла из университетов, но на самом деле она возникла благодаря программистам. Программисты хороши только в программировании, они не пишут книги и никому ничего не рассказывают. Есть большое количество людей, которые говорят, что они что-то изобрели, но они паразитируют на открытиях других людей. В компьютерной науке большая часть открытия сделана 18-летними юнцами, которые всё время практиковались.

– Южная Корея сначала разбогатела, а потом уже в стране вырос уровень высшего образования. В Швейцарии очень низкое количество выпускников вузов, но мы никогда не считали, что там живут необразованные люди. В Швейцарии очень важны технические навыки работы людей.

Идея поступать в университет на ранних стадиях нашей жизни — это самая абсурдная вещь. Только после того, как вы приобрели практический опыт, то, что вы изучите в университете, будет намного более ценным, чем если бы вы пошли в 21 год в университет. Вы намного больше будете всасывать, вбирать в себя. Через 31 секунду после экзамена все стирается, забывается. Я прекрасно знаком с тем, что происходит в США: огромное количество людей поступают на бакалавров, хотят изучать историю и прочие вещи. Полезно, конечно. А потом, в 23, много чего знают, но вынуждены идти работать в Starbucks. И это если повезет. Обычно устраиваешься только в McDonalds.

По ходу высказывания Талебом этих не просто спорных, но и отчасти скандальных тезисов, некоторые возмущенные слушатели, видимо, не принадлежавшие к основной целевой аудитории, покидали зал. Но их места тут же занимали другие люди, привлеченные быстро распространившимися слухами о выступлении Талеба «против высшего образования и науки».

21.jpg

Как лично я отношусь к этому выступлению и последней книге Талеба? Полагаю, что нам, университетским людям, нужно в любом случае иметь представление об их содержании, поскольку Нассим Талеб в настоящее время принадлежит к когорте мировых лидеров общественного мнения. Его книги очень популярны, и их охотно читает молодёжь. В них много рациональных зёрен, которые мы должны уметь отличать от «плевел» популизма и эпатажа желания Талеба понравиться публике, одновременно её шокируя. Не будем забывать, что сам-то Талеб имеет не только прекрасное университетское образование, но и докторскую степень. И вряд ли он тратил бы на всё это свои жизненные силы и время, если бы считал университетское образование и научную деятельность действительно бесполезным делом. Те, кто знаком с реальной биографией Талеба, родившегося в образованнейшей семье, имевшей самую большую библиотеку в довоенном Ливане, только посмеиваются над его призывами «меньше читать и больше делать». Его нападки на юристов и чиновников тоже вызывают улыбку, если знать, что дед и прадед Талеба по материнской линии были заместителями премьер-министра Ливана, а дед по отцовской линии занимал пост верховного судьи страны.

За этой игрой Талеба с читателями и слушателями, во многом обусловленной необходимостью продавать себя на мировом рынке консалтинга и экспертизы в условиях высочайшей конкуренции, нужно уметь видеть вполне здравые мысли. В данном случае это мысли о важности формирования таких навыков, как: умения идти путем проб и ошибок;умения рисковать («ставить свою шкуру на кон»); умения нести персональную ответственность за свою работуи умения по-настоящему ценить практический опыт. Да, это не совсем новые мысли, если оценивать их в масштабах истории человечества (вспомним, например, древнеримский подход к строительству мостов). Но это мысли, которые приобретают новое звучание в наше сверхсложное и непредсказуемое время, когда самой безошибочной стратегией является именно путь проб и ошибок. Об этом же говорится в статье с характерным названием «Жизнь на ощупь», опубликованной в конце сентября этого года в журнале «Forbes»:

«Мы все сегодня незаметно вошли в период сильной разбалансировки привычных способов построения жизни. Это касается всех ее этапов – обучение, работа, вступление в брак, рождение детей. Сдвиг сроков и нелинейная очередность этих этапов, необязательность наличия формального образования, жизнь в одиночку, – лишь некоторые черты этого нового периода. (…) Не только подростки, но и зрелые топ-менеджеры испытывают сегодня сложности по поводу формулирования планов организации собственной карьеры. Карьерные риски сегодня превышают карьерные гарантии. Это то, почему социолог Ульрих Бек считал, что мы стали «обществом риска». И это хорошо сформулировал писатель и психоаналитик Аллен Уиллис: “Каждый из нас идет наощупь к своему видению «я хочу стать…» — в темноте, без гида, без карты и без гарантии”. На смену линейной и последовательной карьере пришли более комплексные, динамические, прерывистые и многовекторные ее ипостаси. Частые перемещения и релокация; зигзагообразные уходы и возвраты к тому, чем занимались прежде; работа на несколько компаний одновременно; реагирование на возникшие возможности, а не на долгосрочный карьерный план; ведение собственных проектов параллельно; временные контракты; дистанционная работа; стремление к расширению экспертизы за счет опыта разных позиций; продажа собственной экспертизы, а не принадлежности фирме; полная смена своей деятельности и роли; бóльшая опора на личный бренд и выстроенную социальную сеть – все это лишь некоторые черты того, что называют сегодня «карьерой, утратившей границы».

Нельзя не согласиться и с талебовским мнением о том, что, к сожалению, в наше время умение рисковать – это скорее редкий дар, нежели целенаправленно формируемая компетенция.

22.jpg

Вот что сказал по этому поводу во время дискуссии Дмитрий Песков:

«После школы хорошо бы научиться принимать риск. Если принятие риска – одна из компетенций будущего, ты не можешь научиться риску, когда живешь в песочнице. А современные университеты – это песочницы. Нужно выйти в открытое море и держать парус».

Что касается призывов Талеба быть профессионально ответственным и ценить, прежде всего, опыт практиков, а не теоретиков, то и здесь он, на мой взгляд, актуален. Слишком часто дефицит такой ответственности становится причиной техногенных катастроф; и слишком долго превозносились только достоинства и важность высшего образования, в то время как система профессионально-технического и среднего специального образования находилась в «слепой зоне» внимания со стороны государства и общества, в результате чего наступила сначала её стагнация, а потом и полная деградация. Чтобы эта система снова заработала, необходимо сильно качнуть маятник общественного мнения и внимания в её сторону, что и сделал Нассим Талеб своими эпатажными тезисами. Как «шаман», приглашенный на мировой чемпионат WorldSkills для «вызова духа» возрождения интереса в рабочим профессиям и повышения их престижа, он блестяще справился со своей задачей. При этом я убежден, что как умный и образованный человек, Талеб прекрасно осознает, что молодые люди нуждаются не только в чисто профессиональных навыках, но и в «гибких» компетенциях, сложном мышлении, богатом жизненном мире, настоящих ценностях. Их формированиеми занимаются университеты. Равно, как он наверняка осознает, что спор о том, ЧТО лежит в основании всех промышленных революций (новая практика или новое знание), очень похож на спор о том, что было вначале – яйцо или курица.

23.jpg

В рамках конференции WorldSkillsConference в Казани состоялись и другие дискуссии, на которых в фокусе внимания были не менее важные вещи. С их содержанием и видеозаписями вы можете познакомиться на сайте конференции. Здесь я хочу призвать вас, дорогие коллеги, не забывать о возможностях, которые предоставляют нам современные технологии. Сайты и страницы в социальных сетях таких масштабных мероприятий, как мировой чемпионат WorldSkills, Остров 10-22, EdCrunch-2019 и т.п., содержат большое количество материалов – текстов, видеоресурсов, которые позволяют каждому из нас быть в курсе больших событий в сфере высшего образования и могут использоваться в процессе подготовки к лекциям и семинарам.

Надеюсь, что наш разговор о движении WorldSkills в мире и в нашей стране станет хорошим поводом задуматься о том, какие именно практические навыки, включая «компетенции будущего» (WorldSkills), должны формироваться у наших студентов в рамках каждой учебной дисциплины, чтобы они могли выйти «в открытое море» и держать свой «парус».

24.png

Ректор ТГУ Эдуард Галажинский


11.11.2019
Тема компетенций, или «скилов», сегодня является одной из самых обсуждаемых. Диалог на эту тему состоялся между ректором ТГУ Эдуардом Галажинским и президентом Межрегиональной тьюторской ассоциации (МТА) Татьяной Ковалёвой