«Проверка на дорогах». 1 часть
12.11.2018

Томский государственный университет вновь подтвердил своё лидерство в Проекте 5-100, направленном на повышение конкурентоспособности российских вузов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ. Проекту исполнилось уже пять лет. Несмотря на это, привыкания к его ежегодной процедуре отчета по реализации дорожных карт не наступило ни у самих участников-вузов, ни у членов Международного совета проекта. Всякий раз такой отчет становится для всех волнующим событием, поскольку никогда невозможно со 100%-й вероятностью предугадать, как «ляжет карта» (в данном случае – дорожная) для каждого из университетов, входящих в проект, и какие именно вопросы будут задавать эксперты.

1.png

В этот раз заседание Международного совета Проекта 5-100 по итогам года проходило 26-27 октября на базе Научно-технологического парка «Фабрика» Балтийского федерального университета им. Канта в Калининграде. Его вела новый председатель Совета – заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова. В Совет вошли и новые члены: министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков (зам. председателя Международного совета 5-100); президент РАН Александр Сергеев; известный математик, лауреат многих международных премий Станислав Смирнов. Формат процедуры защиты дорожных карт был таков: 10 минут на презентацию на английском языке и полчаса на вопросы к команде, представляющей вуз.

2.JPG

Ключевой особенностью последнего заседания Совета стала, прежде всего, высокая степень конкретности вопросов. Возможно, это связано с тем, что проект прошел медиану и члены Совета уже хорошо знакомы с университетами: знают их команды, текущее состояние вузов и т.д. Вопросы были самого разного свойства. Например, экспертов интересовало количество обучающихся в университете иностранных студентов, направления их подготовки, откуда они приехали; количество людей, работающих в данном вузе на часть ставки, и почему они не работают на full time; какова политика университета по отношению к своим сотрудникам и так далее. Такое большое внимание к деталям свидетельствовало о том, что члены Совета очень хорошо подготовились к процедуре, вплоть до изучения ими внутренних документов вузов. Также стало понятно, что эксперты по итогам защиты дорожных карт должны разработать для университетов конкретные рекомендации по их дальнейшему развитию.

Индивидуальная интегральная оценка каждого вуза складывалась из трёх частей. Первая – это выполнение им показателей дорожной карты. Вторая часть – его результаты в авторитетных международных институциональных и предметных рейтингах. И третья часть – это оценка членов Совета. Судя по всему, в процессе реализации Проекта 5-100 уже произошла своеобразная кластеризация университетов, участвующих в нём. В результате жесткой конкурентной борьбы достаточно четко определилась группа лидеров, по сути, не меняющаяся уже второй год подряд. Вместе с ТГУ в неё входят МФТИ, НИТУ «МИСиС», НГУ, НИУ ВШЭ, НИУ ИТМО, НИЯУ МИФИ. Вполне естественно, что в отношении лидеров у членов Совета существуют повышенные ожидания, касающиеся видений университетами своего будущего и их вкладов в развитие регионов. Эти ожидания в полной мере относятся и к Томскому государственному университету.

3.jpg

Одним из самых запоминающихся моментов защиты нами дорожной карты стала неожиданная и очень оживленная дискуссия по поводу соотношения позиций университетов в рейтингах и их бюджетов. Многим кажется, что в распоряжении всех вузов – участников Проекта 5-100 очень большие бюджеты. И отсюда всегда возникают вопросы по поводу эффективности их исполнения. Мы показали слайд, на котором слева обозначены бюджеты университетов, а справа – их позиции в рейтингах. Маленький красный кружок – это бюджет ТГУ, едва доходящий до 4,5 млрд. рублей, тогда как бюджеты референтных нам зарубежных вузов, если их измерять тоже в рублях, начинаются от 38 млрд. (Тайваньский университет) и доходят до 198 млрд. (Остинский университет, Техас, США). При этом наглядно видно, что по некоторым ключевым показателям мы реально догоняем эти вузы.

4.png

В частности, доля аспирантов и магистрантов у нас выше, чем у Остинского университета. По доле иностранных студентов нас опережает только Университет Лунда (Швеция). По количеству статей на одного НПР мы почти сравнялись с Фуданьским университетом (КНР) и вплотную приблизились к остальным референтным университетам. И при этом наши бюджеты различаются в разы, а в некоторых случаях – в десятки раз! Это обстоятельство и вызвало бурное обсуждение. Член Совета Проекта 5-100, директор-основатель Центра международного высшего образования Бостонского колледжа, профессор Филип Альтбах сказал, что он вообще не понимает, КАК при таком бюджете мы достигаем таких результатов! Президент РАН Александр Сергеев заметил, что он всегда говорил иностранцам, что российская наука – самая эффективная. Таков был общий контекст последнего заседания Совета Проекта 5-100.

Теперь непосредственно о нашей дорожной карте. Основу её содержания составляют две ключевых идеи, о которых я уже не раз говорил и писал, поэтому здесь остановлюсь на них очень кратко. Первый тезис: наша стратегия развития университета – это стратегия его нелинейного роста. Цифры, представленные в отчёте ТГУ, подтверждают экспоненциальный рост его основных показателей. Однако скромный бюджет вносит свои ограничения. Отсюда главную проблему, которую нам приходится решать, можно обозначить как недостаток ресурсов, мешающий развиваться так же нелинейно и далее. Исходя из этой проблемы, еще в прошлом году нами была заявлена логика экосистемного подхода к развитию ТГУ. Мы придерживаемся мнения о том, что сегодня конкурируют не университеты, а университетские экосистемы. И только объединяя ресурсы с партнерами, мы можем расти дальше. Дорожная карта и была разработана как стратегия развития экосистемы ТГУ.

5.png

Вторая ключевая идея – это сочетание в каждом блоке управления развитием университета трёх режимов: Run, Change и Disrupt.

Run – это базовый режим текущей деятельности. Например, в блоке «наука» это сохранение и успешное функционирование лабораторий, кафедр, сложившихся научных школ. Иными словами, мы не ломаем и не уничтожаем то, что по-прежнему хорошо работает.

Сhange – это режим изменений. В частности, в образовании он обеспечил нам появление Института новых образовательных технологий (advanced learning), Ядра бакалавриата; использование технологий машинного обучения для создания адаптивного контента; внедрение анализа больших данных (big data) для повышения качества образования и др. То есть тех технологий и проектов, которые меняют наш сегодняшний образовательный процесс.

Disrupt (термин озвучен Клаусом Швабом в Давосе) – это режим, обладающий потенциалом созидательного разрушения. Приходя в какую-то сферу, disrupt-процессы и технологии рушат прежние модели и стандарты её функционирования, но вместе с этим они приносят нечто новое (как Uber-такси). Мы надеемся, что на уровень таких технологий и процессов нам удастся выйти уже в ближайшем будущем. Что в нашем случае может относиться к disrupt? Например, образовательные технологии, использующие элементы искусственного интеллекта. Когда такие технологии выйдут за рамки экспериментов и пилотных проектов и станут внедряться в повседневное обучение, они позволят его по-настоящему персонализировать и сделать намного эффективнее и экономичнее. Например, это могут быть электронные тьюторы, которые будут коммуницировать с обучающимися и помогать им ликвидировать задолженности, в то время как живые профессора займутся творческой работой со студентами, развитием их личности. В такой логике мы и представляли нашу дорожную карту в горизонте до 2028 года – года нашего 150-летия.

И теперь мы уже точно знаем, что эта логика себя оправдала, поскольку Томский государственный университет остался в группе лидеров. Как ректор, я в полной мере осознаю, что это результат тяжелейшей и самоотверженной работы всего коллектива. Каждый сотрудник на своём месте делал и делает что-то очень важное для университета. Наши люди не работают, а служат своей Alma Mater. Да, всем было нелегко и все очень устали. Но согласитесь, что это усталость связана с большим и настоящим делом. И это дело приносит совершенно новые возможности для развития каждого. И этих возможностей – профессиональных и управленческих – так много, как никогда не было раньше. Система внутренних грантов, больших и малых, позволяет каждому проявить себя, реализовать свои идеи и планы. Ежегодно мы тратим до 60 млн рублей на академическую мобильность. Научные коллективы и индивидуальные исследователи, выиграв конкурс Фонда имени Менделеева, могут отправится на краткосрочную стажировку или в командировку в любые университеты мира.

6_1200.jpg

Наши люди занимаются не только наукой и преподаванием. Культура каждодневного повышения качества жизни – естественная вещь для них, поскольку Томский государственный университет – это их ДОМ. Ими предлагается множество идей по улучшению «среды обитания», часть из которых уже удалось реализовать в учебных корпусах, Научной библиотеке, в кампусе в целом. Самоотдача наших людей позволяет университету двигаться вперед очень интенсивно. Иногда настолько интенсивно, что мы сами даже не успеваем отмечать наши достижения.

В этом плане неожиданным был недавний результат американского рейтинга U.S. News Best Global Universities, имеющего очень высокую репутацию во всём мире. В этом рейтинге ТГУ за последний год поднялся сразу на 129 пунктов. В предметной области «Материаловедение» он занимает 285 строчку среди университетов мира и 3-ю среди российских вузов. Когда мне начали звонить и поздравлять американские коллеги-партнеры, я даже не сразу понял, что стало поводом для этих поздравлений. Мы не подавали никаких данных для этого рейтинга и не знали, что нас кто-то там «считает». И вдруг – такой позитив! Оказывается, рейтинг U.S. News Best Global Universities пользуется особым доверием американцев, благодаря своей объективности и независимости. И хотя для нас важно, прежде всего, само движение университета вперед и его качественное развитие, всё равно приятно знать, что ТГУ, согласно этому рейтингу, находится на пятом месте среди 14 российских вузов.

Еще раз благодарю всех и лично каждого за самоотверженное служение общему делу, благодаря которому наш университет достиг таких успехов!

Ректор ТГУ Эдуард Галажинский

 


10.12.2018
Назначение ректора – это долгий процесс согласований во множестве инстанций. Это большая «связка ключей», главные из них находятся в руках наблюдательного совета, губернатора, полпреда Президента и министерства.