«Постпандемические» модели вузов: Новый глобальный университет
26.10.2020

Пандемия коронавируса стала мощнейшим драйвером многих процессов, включая дискурс о радикальной трансформации Университета. Обогатившись информацией о том, что происходило и происходит в мире высшего образования с начала 2020 года в общем и в частности, он стал с ещё большей скоростью, чем прежде, генерировать новые модели Университета. Их принципиальное отличие в том, что они опираются на тенденции в высшем образовании, которые начали ярко проявляться именно в контексте пандемии. Среди целого ряда моделей «нового Университета», представленных с начала весны в публикациях на различных платформах, посвященных научно-образовательной тематике, особое внимание привлекают две. Условно их можно было бы обозначить как «утопическую» и «антиутопическую».

2.pngПрежде чем остановиться подробнее на первой из этих моделей, которую сам автор – Джамал Эддин Бенхайоун (Jamal Eddine Benhayoun), заместитель декана по исследованиям и профессор сравнительной культурологии марокканского Университета Абдельмалек Эссаади – назвал Новым глобальным университетом, надо отметить, что само по себе название «глобальный университет», конечно, не ново. Вузов, именующих себя глобальными, существует множество. Чаще всего, главными аргументами для такого названия является их ориентация на достижение международной конкурентоспособности и открытость для абитуриентов из самых разных стран. Такие вузы могут объединяться в Ассоциации глобальных университетов. Членом одной из них является и ТГУ. Среди «глобальных» вузов есть и очень интересные, по-настоящему инновационные. Например, глобальный Университет Mindvalley (Долина Разума), на сайте которого написано следующее: «Mindvalley – всемирный университет инновационного образования для людей всех возрастов и происхождения. Вне территориальных границ. С удовольствием от процесса». Из дальнейших описаний университета становится понятно, что он представляет собой своеобразный синтез платформы Coursera и Университета номадов Дэвида Стэйли. 

3.jpg

Но вернемся к Новому глобальному университету по версии Джамала Бенхайоуна. По его мнению, COVID-19 предлагает наилучшее время для осмысления идеи трансформации университета, переместив её в контекст глобализации с опорой на принцип преемственности. Будущий Университет, который автор называет Новым глобальным университетом (НГУ), должен сохранить традицию академического превосходства, но также двигаться к тому, чтобы форсировать текущие традиции и применять новые подходы к образованию в соответствии с происходящими изменениями. В отличие от большинства престижных вузов, рекламирующих на сайтах великолепие своих кампусов и жесткие требования к абитуриентам, Новый глобальный университет должен заявить о себе через фактическое разнообразие своего академического сообщества (сотрудников и студентов) благодаря способности объединяться в сети и влиять на мировую систему высшего образования, независимо от разницы во времени, географического положения и культурного происхождения тех, кто составляет это сообщество.

4.jpg

Новый глобальный университет — это учреждение открытого доступа, которое развивается и обогащается посредством культурного и интеллектуального капитала его академического сообщества, рассредоточенного по всему миру. Это структура, не ограниченная какими-либо предписаниями и законами правительств и региональных администраций. Любой факультет любого существующего сегодня вуза может подать заявку на вступление в НГУ из любой точки планеты. Но он должен быть готов поделиться лучшими своими достижениями в образовании (ресурсами и методами) для расширения возможностей студентов и ученых по всему миру.

Создание альтернативных, но технически и этически передовых, академических структур, заменяющих традиционные вузы, не является идеалистическим проектом. За последние несколько месяцев сообществам ученых и студентов удалось разработать беспрецедентные способы общения и взаимодействия друг с другом на разных уровнях со скоростью, которая ещё в начале этого года казалась почти невозможной. Знания должны быть универсальными и являться предметом переговоров, чтобы передаваться в пространствах, свободных от географических границ и культурных запретов. Однако создание НГУ никогда не должно происходить при полном разрушении уже существующих структур высшего образования.

НГУ станет в большей степени альянсом мировых университетов, поскольку они дополняют и расширяют возможности друг друга, чтобы всегда и везде служить студентам и ученым, а также отвечать на возникающие глобальные вызовы в одно и то же время, с общих позиций и высокопрофессионально. Все основные мировые организации, фонды, правительства, консорциумы специалистов в области высшего образования и поставщики высоких технологий должны собраться вместе и внести свой вклад в проект создания этого альянса мировых университетов, чтобы создать НГУ как авангард нового тысячелетия.

5.jpgПрофессор Бенхайоун убежден, что виртуальное присутствие университетов по всему миру будет продолжать развиваться, оказывая влияние на процесс преподавания, изучения и проведения исследований уже в ближайшие месяцы и годы. Расширение и распределение высшего образования в рамках Нового глобального университета подразумевает обращение к ницшеанской концепции «воли к знаниям как воли к власти» как идее, способной привести к миру, всеобщему богатству и солидарности между народами. Она должна изменить доктрину, в соответствии с которой после Второй мировой войны главной функцией большинства университетов стало расширение национальных военных программ, призванных обеспечить родине непобедимую силу, необходимую для победы над противниками.
6.jpg
Согласно классической модели, установленной фон Гумбольдтом в начале 19-го века, современный (т.е. исследовательский) университет должен быть описан как учреждение с национальным государством и национальной культурой в качестве основного ориентира. За 200 лет социально-политические контексты изменились. Благодаря пандемии COVID-19 стала очевидной необходимость производства и распространения знаний на планетарном уровне вместо сугубо «национального» подхода к организации высшего образования. Несомненно, это приведет к крупным геополитическим преобразованиям. Идея «нового глобального университета» способствует установлению всеобщего мира и формированию общности людей на планетарном уровне. Пост-пандемический контекст обеспечивает наиболее подходящую среду для пересмотра прошлых практик академических сообществ, которые оказались не способны защитить человечество от глобального потепления, масштабной нищеты и пандемии. С этой точки зрения, НГУ несёт в себе огромный потенциал решения этих проблем. Статья-памфлет Джамала Бенхайоуна завершается словами: «Мир должен использовать этот исторический момент, чтобы рассмотреть вопрос о создании того, что я предпочитаю называть “Новым глобальным университетом”!».

7.jpg

Без сомнений, такая оптимистичная и высоконравственная позиция марокканского профессора вызывает уважение. Кроме того, она основывается на ряде уже реально заявивших о себе тенденций в сфере высшего образования, обусловленных пандемией. В частности, это почти повсеместная самоорганизация сетевых профессиональных сообществ разных стран, обменивающихся между собой информацией, знаниями и методами, помогающими в организации учебно-образовательных процессов в условиях изоляции и закрытости вузов; а также создание банков данных для бесплатного совместного их использования преподавателями и студентами. Еще одной тенденцией стала безвозмездная помощь высшему образованию со стороны высокотехнологичных компаний в наиболее критические для вузов периоды, связанные с пандемией. Всё это свидетельствует о том, что профессиональные и иные сообщества, в принципе, способны к проявлению солидарности в решении наиболее важных для себя проблем, каковой является обеспечение бесперебойного функционирования системы высшего образования. Однако до солидарности на уровне правительств государств ещё далеко. Национальные интересы пока по-прежнему превалируют над глобальными. В целом, модель Нового глобального университета в интерпретации Бенхайоуна сегодня выглядит, скорее, утопической, нежели реалистической. Но будет ли она казаться таковой завтра? Вопрос, по какому пути пойдет дальше трансформация традиционного Университета, остаётся открытым.

Ректор ТГУ Эдуард Галажинский

 


23.11.2020
Несмотря на огромное количество проблем, волнующих сейчас всё человечество и каждого из нас, самой насущной и жизненно важной является борьба с пандемией. Что является очевидным лично для меня на настоящий момент