Подготовка предпринимателей как университетская задача. Часть 2
28.02.2018

В этой части своего блога я хочу рассказать о том, как наш – Томский государственный – университет собирается системно решать обозначенную задачу. В этом сложнейшем вопросе мы решили опереться на голландский опыт. Почему именно на голландский?

Нидерланды – родина первой буржуазной революции в истории современного общества, породившей предпринимателей как особый социальный класс. Соответственно, традиции как самого предпринимательства, так и обучения ему, в этой стране давние и разнообразные.

2.jpg

В настоящее время подготовкой предпринимателей здесь занимаются и государственные университеты, и специализированные бизнес-школы, и общественные организации. Голландский опыт изучали и изучают во всем мире. Эта страна является экспортером образования в сфере предпринимательства уже несколько веков. В Россию этот экспорт стал осуществляться, как известно, еще со времен Петра I. Сейчас, чтобы получить знания, навыки, а заодно и международный сертификат, например, от Нидерландского института маркетинга NIMA (Netherlands Institute of Marketing) – признанного лидера в своей сфере, достаточно зайти на сайт его официального представительства в вашей стране, выбрать конкретную образовательную программу и оплатить ее банковской карточкой.

Тем не менее, несмотря на все достижения и международный авторитет в области подготовки будущих предпринимателей, в Голландии постоянно ставится вопрос о том, «как» и «чему» их учить. Одним из ответов на него стало появление независимых бизнес-школ, не выдающих каких-либо дипломов и сертификатов государственного образца, но зато дающих опыт участия в реальных проектах. В частности таких, как «Бизнес-школа знаниевых кочевников» в Амстердаме (Knowmads Business School). Ее название связано с концепцией «знаниевых кочевников» (Knowmads) Джона Моравека, в свою очередь, во многом обусловленной тезисами Питера Друкера о «знаниевых работниках». Учащиеся платят немалый вступительный взнос в эту школу (около 5 500 €), но уже в процессе обучения получают возможность зарабатывать деньги. Образовательная программа бизнес-школы строится на активном обучении и командной работе вокруг 4-х основных направлений: экология и социальные инновации, личное лидерство, предпринимательство и новая организация бизнеса, маркетинг и креативные решения.

3.png

Каждый год школа предлагает своим слушателям 4 задания в рамках этих направлений. Они работают над ними под руководством сотрудников организации-партнера. После получения задания разрабатывается план, включающий в себя предложение о финансовом вознаграждении за конечный продукт. После того, как партнерская организация принимает этот план, начинается основная работа совместно с преподавателями школы. Цель – прийти к решению, полезному для обучающегося, организации-партнера и общественности. В дополнение к работе над проектами школы учеников всячески поощряют работать над своими собственными бизнес-проектами. За каждым из них закрепляется эксперт-консультант из сети Knowmads, который оказывает помощь при решении любых задач на протяжении года. Кроме бизнес-школы, существует еще и кооператив, созданный самими обучающимися с целью получения прибыли от реализации своих проектов. Популярность подобных независимых образовательных структур быстро растет не только в Голландии, но и во всем мире.

Однако, несмотря на появление альтернативных вариантов предпринимательской подготовки, голландские университеты остаются главными образовательными площадками, где она осуществляется. Причина очевидна: только университетам оказывается под силу создание и развитие так называемых предпринимательских экосистем.

4.jpg

Одним из них является Утрехтский университет, обладающий богатейшим научным и историко-культурным наследием (образован в 1636 г.) и оцениваемый экспертами Программы 5-100 как вуз, референтный нашему. С ним мы уже много лет поддерживаем хорошие деловые отношения. Важнейший элемент экосистемы Университета Утрехта – Центр предпринимательства при Школе экономики, успешно руководимый доктором Хейном Роэлфсемой, в начале этого года посетившим Томский государственный университет. Собственно, это еще одна причина, побудившая нас опираться именно на голландский опыт при организации подобного центра в ТГУ. Будучи директором Центра предпринимательства, доцентом кафедры международной макроэкономики, координатором магистерской программы «Международный менеджмент» в Университете Утрехта, председателем голландского фонда «Всемирная неделя предпринимательства» и одним из попечителей совета Holland Startup, доктор Роэлфсема имеет большой организационный опыт и обширные экспертные знания в таких сферах, как развивающиеся рынки, транснациональные корпорации, инновации, рост и развитие предпринимательства.

5.jpg

Результатом серии наших двусторонних деловых контактов стало решение о создании в ТГУ Центра предпринимательства на базе Института экономики и менеджмента, разработку модели которого взял на себя Хейн Роэлфсема. Центр должен быть запущен к 140-летнему юбилею университета. Уже сделаны первые шаги, необходимые для осуществления этого проекта. В частности, проведена большая серия интервью с внутренними и внешними стейкхолдерами – руководителями нескольких университетских подразделений, а также крупных региональных государственных и частных организаций и производственных структур, заинтересованных в появлении и развитии Центра предпринимательства. В результате анализа этих интервью выявлены не только возможности ТГУ в реализации данного проекта, но и проблемы, которые необходимо в связи с этим решить. Намечена общая стратегия обучения предпринимательству в университете и структура будущего центра. Разработаны предложения по развитию преподавательского потенциала по предпринимательству в ТГУ. Описаны (в первом приближении) контуры будущего сообщества и всей экосистемы. Подготовлена «дорожная карта» проекта. При этом предполагается, что наши партнеры из Университета Утрехта в дальнейшем будут не только оказывать консультационную помощь, но и непосредственно участвовать в реализации образовательных программ центра.

Доктор Роэлфсема, как и эксперты дискуссионной панели Гайдаровского форума-2018, о которых я рассказывал в прошлый раз, считает, что современные предприниматели – это прежде всего сильные личности и широко образованные («сложные») люди. По его мнению, благодаря своей исследовательской базе и качественному образованию, TГУ имеет хорошие возможности для «создания» таких сильных и сложных людей, способных позитивно влиять на общество, используя свои знания и навыки.

6.jpg

Получив хорошую базовую предпринимательскую подготовку в ТГУ с учетом особенностей своей специализации (социальное, технологическое предпринимательство, предпринимательство в образовании и т.д.), его выпускники при необходимости смогут обеспечить работой не только себя, но и создать рабочие места для других. Это будет способствовать финансовому благополучию, психологической безопасности и самореализации сразу многих людей, что в интересах всего общества. Но сначала нужно сделать так, чтобы предпринимательство стало органичной частью общей университетской учебной программы.

Конечно, далеко не все выпускники ТГУ выберут для своей дальнейшей самореализации предпринимательскую траекторию. Да мы и не ставим перед собой такой цели, исходя из того, что наш университет – это классический исследовательский вуз, а не сугубо прикладной, предпринимательский. Но мы хотим предоставить всем студентам и выпускникам выбор возможных сценариев применения знаний и навыков, получаемых ими в ТГУ в процессе образования, который мы понимаем как процесс их становления «сложными людьми». И одним из таких сценариев является предпринимательство. Но чтобы оно стало действительно возможностью, необходимо выстроить многоуровневую систему подготовки.

Первым уровнем такой системы могут быть соответствующие базовые межфакультетские образовательные курсы для будущих бакалавров и магистров, включая тренинговые. А дальше система строится на принципах «от менее сложного – к более сложному», «от теоретических знаний – к реальным бизнес-проектам» и «от индивидуальных компетенций – к командным компетенциям». Кто захочет и сможет дойти до последнего уровня, тот имеет больше шансов состояться как настоящий предприниматель. Создание своего стартапа для таких студентов может стать основой для выпускной квалификационной работы или магистерской диссертации проектного типа.

7.jpg

Хочу еще раз подчеркнуть, что в эту систему подготовки, ядром которой станет Центр предпринимательства на базе Института экономики и менеджмента ТГУ, должны быть вовлечены все факультеты, на каждом из которых будет свой координатор. Он будет корректировать процесс встраивания своего подразделения в общеуниверситетскую систему подготовки предпринимателей, осуществлять постоянную связь с Центром предпринимательства ТГУ, помогать в реализации конкретных программ на факультете. Создана рабочая группа, в которую вошли проректоры Виктор Дёмин (директор ИЭМ), Константин Беляков, Олег Змеев и ряд сотрудников университета. Эта группа готовит для запуска пилотный проект по предпринимательской образовательной программе в рамках бакалавриата «Программный инжиниринг». Ее особенностью является обучение вокруг конкретных проектов томских IT-компаний. В этом смысле программа предлагает те же возможности, что и независимые бизнес-школы. Есть и еще факультеты, выразившие прямой интерес к предпринимательской подготовке как существенной части своего учебного процесса. Остальные могут реализовать этот интерес в факультативных треках.

Общеуниверситетская образовательная система с сильным Центром предпринимательства необходима для настоящего трансфера знаний в технологии, которые были бы востребованы региональными (и не только) компаниями. Но у нас пока недостаточно своих специалистов с предпринимательскими компетенциями (например, по продажам, выведению продукции и услуг на рынок), способных обучать им других. В этом нам должны помочь профессионалы. Поэтому мы и открыли свой венчурный фонд, членами которого стали профессиональные инвесторы – наши выпускники. И теперь наша задача – дать им идеи и соответствующим образом мотивированных людей. В идеале мы должны ориентироваться на создание целой предпринимательской экосистемы. Тем более что многие ее элементы у нас уже начали оформляться. В частности, есть ряд сильных партнерских организаций и компаний, есть свой бизнес-инкубатор и так далее. Одна из последних новостей – открытие на базе бизнес-инкубатора ТГУ первого в Российской Федерации филиала Национальной ассоциации трансфера технологий (НАТТ).

8.jpg

Эта организация учреждена менее года назад для содействия реализации Стратегии научно-технологического развития нашей страны. В нее входят крупнейшие компании, вузы и научные структуры, среди которых ГК «Ростех», Финансовый университет при Правительстве РФ, «НОВАТЭК», «СИБУР», «Роснефть» и другие. Мы рассматриваем открывшийся филиал как важный элемент будущей экосистемы, которая сильна только тогда, когда интересы всех ее участников по-настоящему учитываются, сопрягаются и тем самым усиливают друг друга.

Приглашаем всех – студентов и преподавателей, кому так или иначе интересно предпринимательство – участвовать в создании такой экосистемы! 

Ректор ТГУ Эдуард Галажинский


24.09.2018
Диалог с Андреем Волковым: Проектная деятельность как «воля и представление»