Переход на дистанционку: тихо, идёт эксперимент!
30.03.2020

В последнее время тема перехода томских вузов на дистанционное обучение в связи с пандемией коронавируса освещалась в СМИ и на сайте ТГУ неоднократно. Оперативное информирование общественности – студентов, их родителей, преподавателей – является обязательным условием здорового информационного климата в нашем городе-университете. В своих первых видеообращениях я уже говорил о том, как будет осуществляться этот переход в ТГУ. В этом выпуске блога я хочу сосредоточиться на некоторых промежуточных выводах по итогам двух недель перевода вузовского образовательного процесса в новый формат не только в Томске, но и в целом по стране. Ведь оценка деятельности своего университета может быть объективной лишь с учетом общего контекста.

2 фальков.jpgПервый вывод был сделан министром науки и высшего образования Валерием Фальковым во время нашего с ним телефонного разговора, состоявшегося вскоре после рекомендаций Минобрнауки вузам обеспечить освоение студентами образовательных программ с применением дистанционных технологий. Как оказалось, далеко не все университеты готовы к самостоятельным решениям в условиях «рекомендательных норм права». Большая часть нуждается в прямых указаниях к действию.

Второй вывод: заявление о готовности полного перехода на дистанционное обучение и реальная готовность – разные вещи. Почти 60% университетов по стране сразу после рекомендаций министерства объявили о своем переходе на дистанционку. Оставалось только догадываться, как им удалось это сделать так быстро. Томскому госуниверситету, имеющему почти 20-летний опыт дистанционного образования, понадобилось несколько больше времени для такого заявления, поскольку мы изначально стали продумывать не только первые шаги, но и возможные эффекты полного перевода обучения студентов в режим онлайн. Из-за этого по некоторым каналам прошла информация о, якобы, неготовности ТГУ к ситуации в отличие от других вузов. Я ответственно заявляю: мы готовы лучше многих! Несмотря на сложность и беспрецедентность момента (никогда ещё вся система высшего образования не переходила полностью в «виртуал»), Совет ректоров томских вузов достаточно быстро пришел к общему пониманию принципиальных моментов, сопровождающих новый формат работы университетов. В этом смысле наш регион отличился от большинства регионов России высокой степенью координации усилий вузов при непосредственном содействии администрации Томской области. В настоящее время мы продолжаем развивать такую координацию: вырабатываем общую политику по отношению к срокам, правилам, форматам обучения, аудиту и обмену онлайн-ресурсами и т.д. На еженедельных советах ректоров обсуждаем, как можно общими усилиями компенсировать те или иные узкие места и «расшить» их за счет кооперации.

3 дистанционное.jpeg

Третий вывод: быть лидером в дистанционном обучении – не значит быть готовым абсолютно ко всему, что его касается. Но это значит обладать тремя базовыми вещами: необходимой инфраструктурой, соответствующим контентом и подготовленными специалистами.

Как известно, основу такой инфраструктуры составляют техническая база и система управления обучением. Сначала о технической базе. Мы имеем собственные проводные сети, обеспечивающие связь между университетским сервером и точками доступа в общежитиях. И они загружены пока только на 20%. Такая независимость обходится нам в значительные суммы, но является очень важным преимуществом. Особенно в случае, когда проседают городские сети из-за массового перехода в онлайн не только вузов Томска, но и школ. У нас закуплен лицензионный софт. В частности, Adobe Connect, позволяющий проводить как мероприятия образовательного характера, так и онлайн-совещания с участием руководителей всех подразделений. На факультетах организовано 100 вебинарных комнат, оборудованных сотней новых онлайн-камер. Есть собственное телевидение и интернет-каналы.

4 облако тегов.jpg

И всё же сердцем электронного образования является система управления обучением, или LMS (Learning Management System). В ТГУ, как и во многих университетах России и мира, в этом качестве используется Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) – модульная объектно-ориентированная динамическая (виртуальная) обучающая среда. Её мы начали активно осваивать еще с 2013 года. На сегодняшний день в ней представлены все факультеты ТГУ. Главное преимущество Moodle как интерактивной обучающей платформы заключается в том, что она дает возможность преподавателям создавать и вести дистанционные курсы, обмениваясь со студентами различными файлами. К Moodle можно подключиться с любого устройства, в котором предусмотрен выход в интернет. При этом каждый участник дистанционного образовательного процесса может создавать свой профиль с сохранением данных о курсе и своих успехах. Moodle предусматривает и работу на потоке: чтение лекций с получением обратной связи. Преподаватели могут разрабатывать в Moodle не только материалы для контроля за усвоением студентами знаний, но и свою собственную систему их оценивания, сохраняя результаты и видя время, проведенное в сети каждым из них. Кроме того, эта платформа использует более доступные для понимания методики обучения.

5 moodle.jpg

Что касается контента, без которого не может существовать ни одна обучающая среда, то за годы функционирования LMS в Томском госуниверситете преподавателями факультетов и специалистами Института дистанционного образования (ИДО) ТГУ по всем дисциплинам было разработано 9167 учебных курсов с заданиями, контрольными проверками, рекомендуемыми источниками и прочим. Наш университет был одним из первых российских вузов, представивших свои массовые открытые онлайн-курсы (MOOC) на платформе Coursera. Сейчас здесь размещены 80 открытых курсов ТГУ и еще 20, подготовленных вместе с российскими и зарубежными партнерами, в целом собравшими более 550 тысяч слушателей со всего мира. Из них 99% слушателей дали положительные отзывы об этих курсах. На разработку одного такого образовательного продукта уходит от 3 до 6 месяцев кропотливой работы, включающей множество этапов от создания педагогического сценария до экспертизы и запуска на открытой платформе. Кстати сказать, в ТГУ проходит уже 8-й конкурс педагогических сценариев для электронных курсов. Разработчики открытых онлайн-курсов ТГУ 6 раз побеждали в конкурсе EdCrunch Award в рамках международного форума EdCrunch, посвященного новым образовательным технологиям. Одним словом, работа над контентом у нас идет постоянно и успешно.

6 EdCrunch.jpg

Томский госуниверситет позаботился и о третьей важнейшей составляющей организации дистанционного образования – людях, его осуществляющих. С 2013 года по настоящее время силами ИДО ТГУ на электронных курсах по основам работы с Moodle в рамках повышения квалификации было проучено 1083 преподавателей нашего университета. Из них 163 человека продолжили обучение на более сложном уровне. Буквально за неделю после распоряжения Минобрнауки об обязательном переходе на дистанционку была подготовлена первая группа факультетских техников, которые должны помогать преподавателям – «неофитам» в LMS настраивать вебинарные комнаты в Moodle и сопровождать их интерактивные взаимодействия со студентами во время онлайн-лекций. Преподаватели же, прошедшие подготовку в ИДО, справляются с этим самостоятельно, проводя лекции с домашних компьютеров. Многие вопросы решаем «здесь и сейчас». Например, срочно обучаем новые потоки людей для работы с Moodle. Наш Институт дистанционного образования работает почти в круглосуточном режиме, подготавливая оперативную видеоинформацию методические рекомендации для преподавателей при переходе в онлайн. Готовятся новые учебные комнаты в общежитиях, докупается оборудование, осуществляется аудит на предмет обнаружения тонких мест в системе дистанционного обучения, способных порваться в условиях высоких нагрузок и так далее.

7 рекомендации.png

Иными словами, уже проведена и продолжает проводиться очень сложная и напряженная работа по настройке системы электронного образования, способной на какое-то время полностью заменить традиционное и смешанное (офлайн + онлайн). Если учитывать, что во многих отечественных вузах и близко нет ничего подобного и что до распоряжения Минобрнауки об обязательном переходе на дистанционку некоторые из них даже не знали, что такое «мудл», то наши достижения представляются едва ли не выдающимися. Но если понимать, что впереди нас ждут непростые испытания, связанные с неопределённостью сроков работы вузов в онлайн из-за пандемии, то успокаиваться нельзя. Глобальный эксперимент только начался. По сути, это краш-тест на жизнеспособность всей системы высшего образования. Вследствие непредвиденных форс-мажорных обстоятельств возник уникальный момент резкого и повсеместного формирования сегмента онлайн-образования. И очень важно здесь двигаться как можно быстрее. Пока ещё трудно представить, к каким конкретным результатам мы все придем, но одно можно сказать точно: ландшафт образования после пандемии будет иным. Как минимум стандартом его очного формата станет смешанное обучение (офлайн + онлайн). На данном же этапе наша главная задача – обеспечить быстрый переход на полный онлайн без существенных потерь для качества.

8 обучение онлайн.jpg

Томский государственный университет вошел в этот неожиданный эксперимент, имея соответствующие ресурсы: инфраструктуру, контент и подготовленных специалистов – преподавателей, методистов и техников. И я хочу выразить большую и искреннюю благодарность всем тем, кто принял непосредственное участие в создании этих ресурсов. Они позволили нам не испытать шок, который испытали многие другие вузы, как отечественные, так и зарубежные. Тем не менее предстоит сделать ещё больше. Уже сейчас мы видим, что всё предусмотреть было просто невозможно. В следующем выпуске своего блога я расскажу о рабочих проблемах, проявившихся в процессе перехода на онлайн-обучение; о том, как мы их решаем и какие перспективы просматриваются. Наверняка читателям будет интересно познакомиться и с кейсами ведущих зарубежных вузов, ставших, как и мы, участниками мирового эксперимента.

Желаю всем не поддаваться унылому настроению и с большой пользой для своего личностного развития проводить время дома: читать хорошие книги, смотреть лучшие фильмы, больше общаться с близкими! ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО!

Ректор ТГУ Эдуард Галажинский


05.08.2020
Сомнения относительно открытия или закрытия университетских кампусов в США усиливаются каждый раз, когда в СМИ появляется громкая публикация, разрушающая те или иные стереотипы