О дивный новый – цифровой – мир!
29.12.2017

– Эдуард Владимирович, какие темы Вам представляются наиболее важными для обсуждения в этой рубрике в предстоящем 2018-м году?

– Таких тем достаточно много, но всех их так или иначе можно объединить в одну супертему – «Человек и классический университет в цифровую эру».

– Еще совсем недавно у нас в ТГУ актуальной была тема «Классический университет в неклассическое время».

– Одно другому нисколько не противоречит. В некотором смысле «неклассическое время» шире «цифровой эпохи» и включает ее в себя, оставаясь по-прежнему актуальным. Но уже для всех очевидно, что именно цифровые технологии определяют современный период неклассического времени. Поэтому сейчас акцент делается на «цифре».

– Начиная с весны по стране буквально прокатилась волна университетских форумов, конференций и иных мероприятий, посвященных цифровой проблематике.

– Да, и это объяснимо: любой вуз – федеральный или региональный, многопрофильный или профильный, если он хочет выжить, то вынужден простраивать стратегии своего дальнейшего существования в цифровом контексте. Отсюда и соответствующая тематика научно-образовательных и инновационно-технологических форумов 2017 года. Вот, например, что я увидел на первых страницах поисковика Google, набрав словосочетание «университет и цифровая эпоха»: «Право в цифровую эпоху»; «Воспитание человека и развитие личности в цифровую эпоху»; «Исследователь 2.0: трансформация профессии в цифровую эпоху»; «Цифровая экономика: вместо или для человека?»; «Университеты в условиях трансформации»; «Фонды библиотек в цифровую эпоху»; «Образование в цифровую эпоху: психологические аспекты»; «Менеджмент в цифровой промышленности»; «Культура, образование, наука в обществе цифровой экономики». И этот ряд можно еще продолжать и продолжать. В общем, лидеры передового отечественного бизнеса, безусловно, правы, когда говорят, что никому из нас не удастся отсидеться в засаде, и к этому нужно быть готовыми.

– А как готовится к этому Томский государственный университет?

– В этом смысле мы уже давно вышли «из засады». Я уже не раз говорил о том, что у нас созданы Институт человека цифровой эпохи с соответствующими научными и образовательными направлениями, а также ряд подразделений, занимающихся проблематикой больших данных. Но это только специализированные структуры. Важно, что цифровой аспект постепенно становится частью каждого научного и образовательного направления и проекта. И сейчас самое главное для нас – ускорить этот процесс. Что касается проведения специальных тематических форумов, то здесь мы тоже не отстаем от общей тенденции. Так, например, ТГУ стал стратегическим партнером уже восьмой томской IT-конференции с международным участием «Город IT: цифровое будущее», прошедшей 10–11 ноября в стенах нашего нового Института экономики и менеджмента.

2.jpg– Отличалась ли чем-то принципиально конференция этого года от предыдущих?

– Да, и это отмечали почти все ее спикеры. Раньше «Город IT» имел более прикладной характер, его основной целевой аудиторией были те, кто непосредственно занимается IT-технологиями или собирается это делать. В этот же раз обсуждались «цифровые» вопросы, актуальные для всех сфер общественной жизни и особенно экономики страны и региона.

– Вы вместе с Натальей Касперской открыли главное ток-шоу этой конференции «На пути к цифровой экономике». Каким был основной посыл Ваших тезисов?

3_новый размер.jpg

– Я старался донести до присутствующих мысль о том, что главная цель новой государственной программы «Цифровая экономика» не в оцифровке отечественной аналоговой экономики, как это часто понимается. Типа, давайте переведем все, что есть в цифру, и тогда у нас получится «цифровая» экономика. По сути, в этой программе речь идет о принципиальной смене парадигмы, результатом которой должно стать формирование совершенно новой экономики – экономики, основанной на больших данных (Big Data). Технологии работы с большими данными в сочетании с дисрапт-технологиями («disrupt» – разрыв шаблона) кардинально меняют, а точнее, «взрывают» все сферы жизни и все экономические отношения субъектов. Пока мы все – университеты, власть и бизнес – находимся в равной ситуации высокой степени неопределенности с точки зрения понимания того, КАК именно нужно строить эту новую экономику и КАК нужно готовить для этого специалистов. Основное противоречие – между «аналоговым» типом мышления человека и «цифровым» характером экономики, которую ему нужно создать. И сегодня здесь ни у кого нет достаточных компетенций. Нет явных лидеров, есть только отдельные достижения. Если мы сегодня начнем активно развиваться, пытаясь решить эти проблемы, то можем скоро оказаться среди лидеров. «Цифра» дает колоссальные преимущества: можно, никого не догоняя, сразу быть впереди.

– Хотелось бы чуть подробнее о том, какие проблемы, связанные с цифровизацией, необходимо решить в ближайшем будущем именно университетам?

– Парадокс заключается в том, что многие цифровые технологии родились в университетах, но во многих вузах они же и отсутствуют. Или они есть, но в зачаточном состоянии. Например, университетское сообщество уже почти привыкло к словосочетанию Big Data, и некоторые исследовательские коллективы даже научились добывать и аккумулировать эти самые «большие данные».

4.jpgНо вопросы их хранения, оперативной аналитики, эффективного использования под конкретные задачи (социальные, промышленные, политические, оборонные) и предотвращения связанных с ними рисков остаются открытыми. Плюс к этому сам по себе процесс работы с большими данными постоянно усложняется, так как с ростом их объема растет число ложных корреляций, то есть ложных выводов о наличии причинно-следственных связей между теми или иными явлениями. При этом все мы понимаем, что для современной электронной коммерции, страхования, банков, транспорта, телекоммуникационного бизнеса, оборонной сферы и так далее, эффективная работа с большими данными является важнейшим условием их успешного функционирования. Теперь университетам необходимо оценить свои возможности и начать активно работать по тем или иным прорывным направлениям. В частности, совместно со структурой InfoWatch, возглавляемой Натальей Касперской, мы собираемся создать в ТГУ центр подготовки кадров по кибербезопасности. Есть и другие идеи: открыть Академию блокчейна, центр цифрового права, центр цифровых креативных индустрий и еще много чего «цифрового». Компетенции для этого мы нарабатываем вместе с передовыми компаниями. Например, такими как Сбербанк и Газпромбанк.

– В общем, университетам есть чем заняться в этой наисложнейшей сфере…

– Да уж конечно! Причем здесь им предстоит решать тройную проблему: не только разрабатывать новые технологии и учить будущих специалистов как пользователей и разработчиков более совершенных технологий, но и срочно готовить преподавателей для таких специалистов. Большинство отечественных вузов не могут пока выращивать кадры для ответов на вызовы цифровой эпохи. Нет ни моделей, ни теорий, ни преподавателей. Мы все уже осознали, что прошлые компетенции нам только мешают в отношении новой реальности.

– Кстати, один из идеологов программы «Цифровая экономика» и директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Дмитрий Песков называет это «токсичностью» старых компетенций. Из его высказываний следует, что нынешнее старшее поколение вообще не способно учить молодежь новым – «сквозным» – технологиям и что современному выпускнику школы незачем поступать в университет в общепринятом смысле. Он может учиться на различных онлайн-курсах, разработанных лучшими университетами и практиками, в том числе и его сверстниками. Дмитрий Песков приводит факты приема на работу в крупные компании на высокооплачиваемые и статусные должности совсем молодых людей 15-16 лет, не имеющих высшего образования, но обладающих при этом «сверхновыми» компетенциями, необходимыми для цифровой экономики. Не ставит ли это под сомнение необходимость существования в будущем университетов как образовательных структур?

5.jpg– О том, что наступает время, когда «яйца будут учить курицу», говорила еще в прошлом веке американский антрополог Маргарет Мид. И вот это время в полной мере наступило. И мы не можем отрицать очевидного: в большинстве своем сегодняшние университеты действительно не могут удовлетворить образовательные потребности молодежи, нацеленной на приобретение новейших «сквозных компетенций». Собственно, об этом я и говорил выше. И причина такого состояния дел, прежде всего, в том, что разработчики государственных образовательных стандартов, как и преподаватели вузов, сами такими компетенциями не обладают. Поэтому молодые люди идут учиться в Сеть на образовательные платформы и канал YouTube. Часто их учителями являются их же сверстники или еще более младшие по возрасту. Самое удивительное, что результатом такого обучения становится производство инновационных продуктов, оказывающих влияние на целые отрасли. И это общемировая тенденция.

Творчество молодых буквально не знает границ, это одновременно и хорошо, и плохо. Например, на днях стало известно, что трое хакеров (учащихся одного из американских колледжей), желающие заработать на суперпопулярной игре – конструкторе Minecraft, разработали вирус, нанесший удар по ключевым частям этой глобальной интернет-инфраструктуры. Вирус намеренно целился в умные веб-камеры, маршрутизаторы и другие устройства.

6.pngСначала юные гении хотели только нарушить функционал конкурирующих серверов Minecraft, чтобы привлечь клиентов-игроков на свои собственные. При этом их доход мог превысить 100 тысяч долларов в месяц. Вирус оказался таким мощным, что от него уже пострадали провайдеры таких инфраструктур, как Twitter, Amazon, а также британская почтовая служба и немецкая фирма Deutsche Telekom, переставшие оказывать услуги связи на несколько суток. Осознав силу своего продукта-вируса, студенты –хакеры создали фирму для «защиты» игроков Minecraft и всех желающих от их же собственных вирусных атак. Трудно представить, чем бы всё это могло закончиться, если бы их вовремя не остановили.

– Прямо предновогодний «ужастик»! Теперь хорошо бы привести свежий пример позитивной творческой инициативы молодых.

– Пожалуйста, и далеко ходить не придется: в начале декабря студенты ТГУ стали победителями конкурса Launchbay.Digital – семинедельного конкурса студенческих стартапов, организатором которого является GPB Digital.

7_новый размер.jpg

Это инновационный хаб, созданный в начале 2017 года в рамках группы Газпромбанк. Свою задачу он видит в создании и продвижении различных продуктов и сервисов с применением новейших цифровых технологий. Наши ребята представили на этот конкурс сразу несколько проектов, два из которых стали победителями. Один из них называется «Учись учиться». Его цель – помощь тем, кто хочет учиться, но не умеет делать это эффективно. Он учитывает когнитивные особенности обучающихся и будет полезен и всем тем, кому нужно быстро восстановить пробелы в знаниях. Другой проект – «Good Buyer» – помогает клиентам интернет-магазинов подобрать точный размер и фасон одежды. Он решает проблемы не только покупателей, но и самих интернет-магазинов, так как благодаря ему в значительной степени может сократиться число возвратов покупок. Авторами проекта являются четверо студентов факультета журналистики, и именно они получили самую высокую денежную премию в этом конкурсе – 150 тысяч рублей.

– Эдуард Владимирович, как Вы считаете, могут ли студенты ТГУ составить настоящую конкуренцию в разработке новых цифровых технологий, скажем, студентам Стэнфорда или MIT?

– А почему нет? Кто-то из русских классиков сказал: «Гений – как молния: неизвестно, в чей дом ударит!». Наша главная задача – вовремя понять, что это та самая «молния», и помочь ей стать яркой звездой.

– А все же, на Ваш взгляд, есть ли будущее у университета как такового в цифровую эпоху? Дмитрий Песков говорит о том, что к 2035 году он будет представлять собой не что иное, как технологическую образовательную платформу с жизненным циклом не более 15 лет.

8_новый размер.jpg

– Дмитрий Песков, безусловно, является одним из самых интересных экспертов и форсайтеров в области образования. И его прогнозы часто сбываются. И, кстати, форсайт-компетенция как умение работать с образами будущего через некоторое время станет универсальной компетенцией, обязательной для всех управленцев. Но мне кажется, что иногда Песков целенаправленно провоцирует (в хорошем смысле) свою аудиторию такими прогнозами, чтобы заставить ее интенсивно думать и спорить с ним. Желание поспорить появилось и у меня. О своих сценариях будущего классического университета (в форматах «20.28», «20.35» и других) я бы и хотел более подробно поговорить в этой рубрике в новом году. Пока скажу только одно: лично мне это будущее представляется ярким и достаточно разнообразным.

– А что является причиной такого оптимизма?

– Вера в то, что человек, несмотря на все проявления трансгуманизма, и в отдаленном будущем останется Человеком.

9.jpg

Университет только как технологическая платформа, пусть даже с развитым искусственным интеллектом, хорош для киборгов и роботов. Для людей этого недостаточно. Все возможные последствия тотальной технологизации и цифровизации, в том числе и в сфере образования, уже предсказаны зарубежными и отечественными писателями – авторами научной фантастики. Читайте произведения Олдоса Хаксли («О дивный новый мир»), Айзека Азимова («Профессия»), Роже Мандершайда («Рай земной»), Бена Элтона («Слепая вера»), братьев Стругацких («Хищные вещи века»), Айры Левина («Этот идеальный день») и другие замечательные романы, повести и рассказы о будущем.

– Вы верите писателям-фантастам?

– Конечно! По крайней мере, лучшим из них. Как не верить, если почти весь 20–й век прошел под знаменем открытий и событий, описанных еще в 19-м веке Жюлем Верном? Его называют «пророком прогресса», предсказавшим появление самолетов, вертолетов, полетов в космос, телевидения, аквалангов и многого другого. По сути, писатели-фантасты – это те же самые форсайтеры, талантливо и увлекательно работающие с образами будущего.

10_новый размер.jpg

– Что бы Вы пожелали читателям своей рубрики в канун 2018 года?

– Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с наступающим Новым годом! Пусть он приблизит всех нас к тому этапу цифровой эры, который раскроет все возможности и таланты человека, данные ему природой, и о котором можно было бы сказать словами Шекспира:

«О чудо! Какое множество прекрасных лиц! Как род людской красив! И как хорош тот новый мир, где есть такие люди!» 

Беседу с ректором ТГУ Эдуардом Галажинским
вела Ирина Кужелева-Саган


25.06.2018
Продолжение доклада на майском торжественном Учёном совете ТГУ