Медиана программы «5-100» пройдена успешно
07.11.2017

В жизни Томского государственного университета произошло по-настоящему знаковое событие – успешная защита дорожной карты в рамках программы «5-100». В последние дни я не раз рассказывал об этом в своих выступлениях и интервью. Тем не менее информация представляется настолько важной, что хочется донести ее буквально до каждого нашего сотрудника и студента. Итак, чем принципиально отличалась процедура защиты вузовских дорожных карт, проходившая 27–28 октября в Екатеринбурге, от всех предыдущих.

1_0711.jpg

Во-первых, эта защита была сразу на три года, а не на один год, как было раньше. И она знаменовала собой прохождение медианы всего проекта «5-100», на которой фактически решалась его дальнейшая судьба, а значит, и судьба всех его участников – 21 ведущего российского вуза. Действительно, мы все хорошо помним недавнюю, довольно жесткую дискуссию на заседании ассоциации «Глобальные университеты». Обсуждался вопрос: оставить ли в программе «5-100» только пять-шесть самых эффективных вузов или продолжать поддерживать в той или иной степени все входящие в нее сегодня университеты? Нужно ли говорить, как волновались мы все, ожидая окончательного ответа на этот вопрос в Екатеринбурге!

Во-вторых, мероприятие было совмещено с общим собранием ректоров 150 ведущих российских вузов, то есть изначально было публичным. Безусловно, это повысило не только его значимость, но и чувство ответственности у защищавшихся.

2_ректоры на Совете 5-100.jpg

Третье отличие – ясность и прозрачность критериев оценки советом программы «5-100» дорожных карт для всех участников этой процедуры. Раньше не всегда было понятно, на основании чего происходила такая оценка, нам объявляли только ее результаты.

Остановлюсь более подробно на этих трех моментах, начиная с последнего. Итак, на этот раз Министерством образования и науки РФ и советом программы были четко определены три основных критерия 10-балльной оценки вузовских дорожных карт: два формальных (количественных) и один качественный. Первые два – место университета в мировых рейтингах (Rankings) и выполнение им промежуточных показателей дорожной карты (Indicators). Третий – оценка советом деятельности университета в целом за прошедший период (Points of Councill). На диаграмме эти критерии, имеющие равные «веса» (каждый около 33% от общей оценки), визуализированы, соответственно, с помощью оранжевого, синего и серого цветов.

3_1000.jpg

Сразу скажу, что по оранжевому критерию мы получили не самую высокую оценку (3 балла). До последнего года с этим критерием у нас все было в порядке, то есть мы продвигались в мировых рейтингах – Шанхайском (или ARWU, Academic Ranking of World Universities), QS (Quacquarelli Symonds World University Rankings), Times (THE, Times Higher Education) - в соответствии со взятыми на себя ранее обязательствами. Но в этот раз мы не достигли высоты, которую запланировали для себя в рейтинге Times: попали только в пятую сотню THE, а не в четвертую. И здесь, безусловно, есть над чем работать.

TSU_presentation_9.jpg

Однако нужно учитывать, что по инициативе Высшей школы экономики изменилась схема оценки показателя продвижения вузов в мировых рейтингах. Если бы она не менялась, то наша оценка была бы здесь более высокой. Но «Вышка» предложила оценивать продвижение не только в общих мировых рейтингах, но и в предметных. Этот вопрос долго и мучительно обсуждался специально созданной для этого рабочей группой в рамках последнего заседания ассоциации «Глобальные университеты». Его положительное решение сильно поменяло «картину мира» и сразу выявило российского лидера в предметных мировых рейтингах – Высшую школу экономики, которая в 2017 году впервые вошла в Шанхайский рейтинг сразу по четырем областям, став единственным российским вузом, представившим в нем такие предметы, как социология, политические науки и экономика. Причем по социологии «Вышка» сразу заняла позицию в топ-75. Кроме того, в 2017 году она вошла и в топ-200 рейтинга Times по направлению «Искусство и гуманитарные науки». Это очень высокий результат для вузов неанглоязычных стран, учитывая ярко выраженную национальную специфику гуманитарных наук. Кстати, ТГУ по этому же направлению в рейтинге Times входит в группу 201-250, что свидетельствует о нашем очень высоком потенциале.

По второму – синему – критерию мы получили достаточно хорошие баллы. Мы достигли почти всех запланированных показателей. И если бы выполнили еще и показатель по рейтингу Times, то нас оценили бы еще выше.

И, наконец, по третьему критерию мы получили одну из самых высоких оценок. Что интересовало экспертов в этом случае? Наличие у университета целевой модели развития, ее внятность и продуманность, фокусировка на наиболее перспективных направлениях, соответствие мировым трендам в науке и образовании, реализуемость с точки зрения имеющихся ресурсов. Оценивалось и наличие команды лидеров-единомышленников, способных реализовать такую стратегию и повести за собой весь коллектив.

4.jpg

Именно этот фактор – признание советом не только достигнутых результатов ТГУ, но и его высокого потенциала – и послужил основанием для принятия решения в нашу пользу, и мы оказались на шестой позиции в лидирующей семерке вузов, опередив МИСиС.

Конечно, некоторые ректоры остались недовольны результатами защиты дорожных карт по таким критериям. Например, ректор Казанского федерального университета (КФУ), считавший, что доля первого критерия должна быть самой весомой. Ответ со стороны членов совета программы был однозначным: если делать главным критерием движение в мировых рейтингах, то зачем тогда нужен совет? Посчитали бы, кто, где и как продвинулся, и автоматически выдали или не выдали дополнительные деньги на дальнейшее развитие. Но нельзя забывать, что любой даже самый авторитетный рейтинг – это все-таки формальный механизм и больше коммерческий, чем содержательный проект. Причем с частой сменой критериев оценки. Цифры цифрами, но иногда за ними может стоять довольно низкое качество, как результат накручивания показателей. Поэтому качественная оценка деятельности вузов советом программы чрезвычайно важна. Тем более что он состоит из экспертов, являющихся лидерами в сфере науки и образования, осуществившими реформы в своих университетах. А значит, знающими реальную цену таких преобразований и понимающими, какое количество за ними стоит и каких усилий стоит.

Но вернусь к тому, за ЧТО мы получили свои высокие баллы. Процедура защиты карт была жестко формализована: 10 минут на презентацию и 20 минут – ответы на вопросы членов Совета. Рабочий язык – английский. Осознавая, что на все наши возможные планы ресурсов все равно не дадут, в своей презентации мы сфокусировались на трех основных направлениях в развитии ТГУ в ближайшие три года до окончания программы.

TSU_presentation_3.jpg

Первое – это развитие университетской экосистемы в целом, поскольку сегодня конкурируют уже не университеты сами по себе, а целостные университетские экосистемы. Под экосистемой понимается многоуровневое и многофункциональное сочетание инфраструктуры, организационных мер и ресурсов. Решать прорывные задачи в сферах науки и образования в ситуации ограниченности ресурсов одному университету невозможно. Только партнерство с ведущими стейкхолдерами, представляющими науку, бизнес и власть, и учет взаимных интересов могут обеспечить успех в этом деле. И здесь уже достигнуты определенные результаты. Есть ряд крупных организаций, готовых сотрудничать с нами на новом уровне (например, Объединенный Институт ядерных исследований в Дубне, Российский квантовый центр, компания «СИБУР» и другие). Есть и полное взаимопонимание с губернатором Томской области Сергеем Жвачкиным, для которого развитие научно-образовательного комплекса региона является сегодня одной из самых приоритетных задач. Мы знаем, что сейчас во многих субъектах РФ обострилась борьба элит в связи со сменой губернаторов. У нас в этом смысле обеспечена стабильность и преемственность развития, и представители всех трех сфер – вузовской, предпринимательской и государственно-административной – могут сосредоточиться на объединении ресурсов для достижения общих целей.

TSU_presentation_8.jpg

Второе направление, на котором продолжает фокусироваться наше внимание в дорожной карте, – это междисциплинарные проекты. Об этом я уже много писал и говорил, поэтому сразу перейду к третьему фактору, который, с нашей точки зрения, должен обеспечить нелинейный рост университета. Это сочетание трех режимов управления процессами трансформации вуза: поддержки, изменений и «разрушения». По-английски это выглядит как «RUN–CHANGE–DISRUPT». Последнее поясню чуть конкретнее.

TSU_presentation_4.jpg

Сначала о режиме поддержки: мы и дальше будем поддерживать то, что помогает сохранять нашу конкурентоспособность. Мы не будем ломать принципы построения классического университета, в соответствии с которыми его основными структурными подразделениями являются институты, факультеты, кафедры и лаборатории. Но наряду с этим мы открыты изменениям и новациям, без которых невозможно достичь показателей 2020 года. В частности, к изменениям в структуре университета можно отнести создание стратегических академических единиц (САЕ), совместных с внешними партнерами кафедр и учебных институтов; временных научных коллективов под конкретные крупные проекты (мегагранты); многочисленные пилотные проекты с форматами обучения. Будущее создается именно в таких экспериментах, и их должно быть в университете много и разных. Важно сформировать культуру каждодневных изменений и развития.

Что касается термина disrupt, то свою легитимность он получил на Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2016 году. Он означает «созидательное разрушение». То есть это созидание чего-то принципиально нового, следствием которого является разрушение старых форматов. Disrupt-технологии начинают заявлять о себе во всех сферах общественной жизни и профессиональной деятельности. Как правило, они быстро становятся глобальными. К таковым можно отнести, например, появление мобильного приложения Uber для вызова такси, криптовалюты, системы блокчейн (Blockchain), технологий дополненной и виртуальной реальности, управленческого принципа co-creation (совместного создания благ) и так далее. В сфере образования это открытые электронные образовательные платформы, создание цифровой образовательной среды и многое другое.

TSU_presentation_7.jpg

Именно disrupt-проекты будут определять развитие нашего университета за границей 2020 года. Но начало им положено уже сейчас. Так, например, в ТГУ разрабатывается уникальная для России открытая структура для сбора и анализа больших данных в социальных сетях, которые можно использовать при решении самых разных проблем не только социального, но и экономического и технологического характера. Мы называем ее «Университет открытых данных» (University of open data). Она открыта и уже частично используется коллегами из нескольких университетов и компаний. Еще один наш disrupt-проект ориентирован на разработку технологий искусственного интеллекта и виртуальной реальности для обучения студентов. Это позволит в будущем не только использовать адаптивный контент и гибкие образовательные траектории, но и кардинально изменить учебный процесс и ролевые отношения «студент – преподаватель» в университете. Планируются и другие «разрушительно-созидательные» проекты. В частности, связанные с созданием новых «умных» материалов, позволяющих людям проводить больше времени в космосе.

Сочетание режимов управления «RUN-CHANGE-DISRUPT» обеспечит полное использование потенциала всех наших сотрудников и партнеров, потому что каждый из этих режимов подразумевает свой тип человека-профессионала и определенный уровень его готовности к изменениям. Такой подход (сочетание трех различных режимов) заложит основу для нелинейного роста в будущем. Основной же точкой отсчета начала этого роста станет создание развитой университетской экосистемы, которая позволит региону стать одним из 50 мировых центров Четвертой промышленной революции.

Представив на суд совета свою дорожную карту, мы, как и другие защищавшиеся, испытывали очень сильное волнение. Решался, по сути, судьбоносный для каждого вуза вопрос. Здесь я хотел бы отметить, что сама защита дорожных карт проходила в очень торжественной обстановке, в Доме Севастьянова, ныне Доме приемов, имеющем статус екатеринбургской резиденции Президента России. Это красивейшее здание, которым очень гордятся жители Екатеринбурга.

5.jpg

Заключительное заседание, на котором подводились все итоги, состоялось в конференц-зале УрФУ. На нем присутствовали ректоры 130 вузов (не считая участников программы «5-100»), которые приехали в столицу Урала для обмена успешными практиками в разных сферах университетской деятельности. Здесь не только были озвучены результаты защиты, но и был дан ответ на главный вопрос, который нас всех так волновал.

Заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец сообщила о решении правительства и совета сохранить масштаб проекта «5-100». Иными словами, общее количество вузов-участников не меняется (21), но они делятся на три группы в соответствии со своими результатами. Такое решение, несомненно, является ключевым событием для развития российской системы высшего образования. Потому как иметь пять-шесть «авангардных» вузов, конечно, важно для нашей страны, но еще важнее продвигать на передовые позиции всю систему высшего образования.

6.jpg

Более того, Ольга Юрьевна пообещала выйти на президента РФ Владимира Путина с предложением продолжить проект и после 2020 года. России нельзя отставать от других передовых стран, в которых аналогичные проекты поддерживаются на всех уровнях, включая правительственный. Так, например, Китай сейчас начинает уже третий цикл подобной программы, выделяя на нее сразу 3 миллиарда долларов.

Также было сказано, что защита дорожных карт в Екатеринбурге выявила ряд неизменных лидеров – «Вышку», МИФИ, Физтех, ИТМО. Вместе с тремя другими университетами, включая ТГУ, они и представляют собой «великолепную семерку», которая должна выполнить историческую миссию: обеспечить конкурентоспособность и лидерство России в образовании на международном уровне.

И теперь, дорогие коллеги, нам всем вместе нужно не только прочувствовать свою победу, но и осознать ту степень ответственности, которую мы добровольно приняли на себя. Мы вернемся к этой теме на нашем общем собрании коллектива в конце декабря. А сейчас я хочу поблагодарить всех участников нашей команды, так успешно представившей Томский государственный университет в Екатеринбурге, – Виктора Демина, Артема Рыкуна, Михаила Мягкова, Ричарда Эрнста, Ирину Курзину и Юрия Кистенева; а также тех, кто принимал участие в разработке самой стратегии дорожной карты ТГУ и подготовке ее презентации. И, конечно же, я благодарю весь коллектив университета, общими усилиями которого была обеспечена эта победа! Поздравляю нас всех с большим успехом и желаю всем порадоваться от души, но не расслабляться, так как впереди стоят новые задачи и новые возможности для развития Томского государственного университета!

Ректор ТГУ Эдуард Галажинский


Презентация дорожной карты ТГУ на Международном Совете Проекта 5-100



18.10.2017
Наша деловая жизнь с неизбежностью становится все более «кочевой». О некоторых поездках мне хотелось бы рассказать более подробно