Лето-2020: время трудных решений
27.07.2020

Вузовский менеджмент всего мира находится в состоянии жёсткого цейтнота, связанного с подготовкой к новому учебному году. На бесконечных стратсессиях, совещаниях и административных советах обсуждаются вновь и вновь возникающие вопросы, на большинство из которых нет однозначных ответов. И откуда им быть, если всё время меняются прогнозы относительно ситуации с пандемией как в мире, так и в отдельных странах и регионах? Глобализация, технологизация и сетевизация сделали своё дело: теперь начало учебного года для иностранных студентов Томского государственного университета зависит, среди прочего, и от качества беспроводной связи в отдаленных от Сибири регионах земного шара. Например, на островах Малайского архипелага и западной части Новой Гвинеи, то есть в Индонезии. И это только один из сотен факторов, которые нужно учесть при планировании научно-образовательной деятельности нашего университета в условиях «новой реальности», заявившей о себе в этом году.

Универсального и единого для всех антикризисного плана не может быть ещё и потому, что у каждого высшего учебного заведения свой набор таких факторов. Он обусловлен не только динамикой коронавирусной инфекции в конкретном регионе и кампусе, но и статусом вуза (государственный или частный) и его специализацией; географическим расположением (находится внутри города или за его пределами); количеством студентов и сотрудников (отечественных и иностранных, местных и приезжих); наличием образовательных направлений с преобладающей офлайн подготовкой (медицина, химия, биология, геология, актерское мастерство и т.п.); бюджетом, определяющим масштаб противоэпидемических мероприятий; инфраструктурой кампуса; размерами и планировкой учебных аудиторий и жилых комнат в общежитиях (способствуют или противостоят распространению инфекции); типом организации общественного питания на территории кампуса и так далее, по списку.

2.jpgОтдельный блок факторов – это особенности компьютерно-технической базы и учебно-методической оснащенности вуза в сфере электронного обучения, непосредственно определяющие его возможности в организации образовательного процесса в дистанционном режиме. Среди них – количество компьютерных станций и степень их изношенности; качество проводной и беспроводной связи; мощность хостингов; наличие лицензионного программного обеспечения; количество и качество уже разработанных учебных онлайн-курсов; владение необходимыми цифровыми навыками со стороны студентов и преподавателей и многое другое.

Наконец, важную роль в планировании научно-образовательной деятельности университета играют и, так называемые, человеческие факторы. Это возрастной состав, состояние здоровья и семейное положение сотрудников (процент людей старше 65 лет, наличие хронических заболеваний, повышающих риск инфицирования коронавирусом, необходимость для родителей быть рядом с детьми во время карантинов в детских садах и школах), а также их отношение к тому или иному сценарию учебного года 2020/2021, планированием которого сейчас все занимаются. А отношение это может быть очень и очень разным и, в свою очередь, зависеть от множества причин. Кто-то до сих пор «не верит в пандемию» и поэтому желает начинать и продолжать новый учебный год непосредственно в вузовских аудиториях, а кто-то категорически не хочет рисковать своим здоровьем и здоровьем своих близких и видит себя, работающего исключительно «на удалёнке», дома.

3.jpg

У студентов и потенциальных первокурсников отношение к тому или иному формату обучения также различается. Для последних год складывается особенно тяжело: мало того, что они были лишены возможности нормально завершить обучение в школе и пройти итоговую аттестацию, так ещё и высоки шансы, что свой первый вузовский семестр они проведут снова у себя дома, исключительно перед своим компьютером. И тогда столь важные для успешной социализации в вузе «первые 100 дней» пройдут вне личной коммуникации с другими первокурсниками и преподавателями. Отсутствие опыта совместной аудиторной работы может создать ощущение отстраненности от общего учебного процесса и соблазн чаще отключаться от поточных онлайн лекций в надежде, что «тебя всё равно никто не видит с той стороны компьютера». В условиях синхронного дистанционного обучения ещё больше может усилиться неравенство возможностей студентов с точки зрения временных поясов, в которых они живут; наличия качественной интернет-связи и обладания необходимыми для постоянной дистанционной работы девайсами; организации дома удобного места для учёбы и т.д.

Очевидно, что угодить каждому преподавателю и студенту нереально, поэтому в нашем университете планирование формата предстоящего учебного года осуществляется, прежде всего, исходя из его максимальной безопасности для жизни и здоровья большинства людей. Однако не учитывать другие вышеобозначенные факторы мы тоже не можем. Пока процесс планирования и принятия окончательных решений ещё не завершен. Более того, в любой момент может всё кардинально измениться. По сути, мы все сейчас находимся в ситуации высокой степени неопределённости. И разумнее всего предусмотреть несколько сценариев развития событий (от самого оптимистичного до самого пессимистичного) и, соответственно, несколько вариантов организации образовательной деятельности университета и функционирования кампуса в новом учебном году. Для этого необходимо провести масштабный факторный анализ и найти решения проблем в рамках минимум пяти направлений: 1) здоровье и безопасность; 2) антикризисное управление; 3) образовательный процесс; 4) цифровая инфраструктура; 5) студенты и преподаватели. Именно этим мы сейчас и занимаемся.

В ТГУ создано несколько рабочих групп, каждая из которых мониторит состояние закрепленных за ней комплексов факторов; анализирует и систематизирует внутренние и внешние данные; вырабатывает на основе этого конкретные предложения, которые затем выносятся на расширенные совещания. Какие конкретные задачи обсуждаются нами в настоящее время?

4.jpg

Блок «Здоровье и безопасность»:

  • Выявление и предотвращение распространения инфекции посредством создания в кампусе и общежитиях Центров тестирования студентов и сотрудников. Определение регулярности и регламента тестирования, а также регламента и мест изолирования носителей инфекции.
  • Контроль за мерами безопасности:

    1. масочный режим;
    2. замер температуры и обеззараживание на входе в корпуса и общежития;
    3. соблюдение социальной дистанции – разметка в местах общего пользования (аудитории, лаборатории, коридоры, переходы, холлы);
    4. режим проветривания и дезинфекции аудиторий, обеззараживания контактных поверхностей;
    5. сочетание работы в корпусах и удаленной, с меньшим нахождением в корпусах, на рабочем месте;
    6. наглядная агитация и информирование о соблюдении личной гигиены, обработки рук;
    7. мониторинг симптомов у окружающих и алгоритм донесения информации до ответственных;
    8. нормы проживания в общежитиях, правила поведения в общественных местах, зонах отдыха;
    9. организация питания с дистанцией и навынос.

5.png

Блок «Антикризисное управление»:

  • Организация работы управленческой команды (разделение, дублирование, документооборот и пр.).

  • Поддержка внутренних коммуникаций и вовлечение сотрудников и студентов в разработку решений и их реализацию.

  • Мероприятия по повышению ответственности сотрудников и студентов за выполнение требований безопасности в чрезвычайной ситуации.

  • Регламенты командировок, стажировок, производственных практик, включая зарубежные, а также приёма зарубежных преподавателей, студентов, делегаций.

  • Создание и оцифровка базы технологических решений и регламентов.

  • Разработка интернет-ресурсов на русском и английском языках с визуализацией правил безопасности пребывания в кампусе ТГУ.

6.jpg

Блок «Образовательный процесс»:

  • Разработка и реализация новой – комбинированной – модели образовательного процесса, предусматривающей три режима учебного процесса: асинхронного, синхронного или смешанного (сочетание синхронного с асинхронным).
  • Разработка новой цифровой дидактики:
    1. программы развития цифровых образовательных инструментов и цифрового контента;
    2. комбинирование двух концепций: (а) формирования и продвижения единого набора технологических решений для организации дистанционного обучения на уровне вуза и (б) предоставления выбора цифровых инструментов и подходов к проведению занятий в дистанционной̆ форме преподавателям вуза.

  • Разработка и проведение новых образовательных курсов на русском и английском языках по безопасности жизнедеятельности в кампусе и работе в электронно-информационной образовательной среде ТГУ.

  • Определение даты начала и режима проведений занятий (онлайн, очный или смешанный формат), а также регламента перехода из одного режима в другой.

7_.jpg

Блок «Цифровая инфраструктура»:

  • Ускоренное развитие цифровых ресурсов.

  • Переход к облачным сервисам вместо использования большого количества специализированных компьютерных классов.

  • Использование персональных устройств студентов и преподавателей̆ (при поддержке студентов, не имеющих возможности приобрести соответствующие устройства).

  • Разработка / приобретение продуктов и сервисов для управления процессами, в том числе образовательным.

  • Поддержка высокой степени информационной безопасности:

    1. безопасность данных, защита от несанкционированного доступа;
    2. персонификация доступа к информационным ресурсам;
    3. обеспечение эшелонированной системы идентификации и определения угроз, разработка системы видеораспознавания и проактивного реагирования на будущие и предполагаемые угрозы, использование технологий искусственного интеллекта, ведение реестров доступа, дублирование данных.

  • Модифицирование существующей сети обмена данными: создание инфраструктуры внутри университета, кампуса с резервированием для обеспечения пиковых нагрузок и обеспечение устойчивой долговременной работы удаленных клиентов из различных сред и сетей.

  • Создание ресурсов хранения и предоставления контента для студентов и преподавателей̆ в любое время и в популярных современных медиа форматах, а также условий для разработки преподавателями интерактивных образовательных средств и сам контент.

8.jpg

Блок «Студенты и преподаватели»:

  • Урегулирование запроса студентов на снижение оплаты за обучение при его реализации онлайн.

  • Удовлетворение потребности студентов в гибких образовательных траекториях, разнообразных формах обучения без существенного увеличения привычного объёма учебной нагрузки.

  • Развитие у студентов навыков самоорганизации с помощью специальных элективных и кампусных курсов, МООК и работы с тьюторами.

  • Проработка вариантов продолжения обучения для иностранных студентов, покинувших РФ, и разработка дистанционных программ для иностранных студентов (сохранение позиций университета на рынках экспорта образования).

  • Создание системы мотивации и поощрения педагогов, активно включающихся в проектирование и использование цифровых ресурсов и практик, стимулирование повышения методической квалификации преподавателей̆.

  • Организация массовой переподготовки преподавателей, развивающей их практические цифровые навыки и способствующей внедрению новых образовательных форматов и технологий; а также сети стажировочных площадок на базе консорциумов университетов, научных организаций и бизнеса для распространения новых практик образования и повышения квалификации ППС.

  • Учет резко возросшей нагрузки на преподавателей̆.

 

Итак, здесь были перечислены вопросы, над которыми мы уже активно работаем. Их список постоянно пополняется. До начала учебного года ещё осталось некоторое время, чтобы лучше к нему подготовиться. Готовятся к нему и все остальные университеты Томска с учетом специфики ситуации в каждом из них. На заседаниях консорциума томских вузов периодически происходит обмен мнениями и самой актуальной информацией, распределение сфер ответственности. Например, блок «Здоровье и безопасность» закреплен за СибГМУ. К 10 августа губернатору Томской области мы должны представить совместный антикризисный проект под условным названием «Чистый кампус». При этом нужно понимать, что внешние и внутренние контексты постоянно меняются. Но как бы они дальше не развивались, мы имеем уже достаточно серьёзный опыт работы в кризисных условиях, связанных с пандемией.

Конечно, без потерь не обошлось. И мы в ТГУ их тоже ощутили: сократилось межличностное общение преподавателей со студентами и студентов между собой; не все занятия прошли так же успешно онлайн, как если бы они прошли в офлайн-формате; не было выпускных церемоний, всегда ожидаемых будущими бакалаврами и магистрами. Было много разных проблем, часть из которых мы пока не решили.

9.jpg

И тем не менее, учитывая беспрецедентность кризиса, в котором оказалась вся мировая система высшего образования, мы можем с полным правом утверждать, что Томскому государственному университету удалось справиться с ситуацией не только не хуже многих других, но и лучше. Мы дали возможность студентам закончить семестр и пройти промежуточную и итоговую аттестацию. Те из них, кто продолжал ответственно относиться к учёбе в этих непростых и совершенно новых для себя условиях, достиг своих целей: успешно окончил курс, получил диплом. Наши преподаватели приобрели новый бесценный опыт по организации полностью дистанционного обучения и стремительно усовершенствовали свои цифровые навыки. В общем, все мы – молодцы. Верю, что и дальше мы будем общими силами справляться с самыми сложными ситуациями!

Ректор ТГУ Эдуард Галажинский


05.08.2020
Сомнения относительно открытия или закрытия университетских кампусов в США усиливаются каждый раз, когда в СМИ появляется громкая публикация, разрушающая те или иные стереотипы