Конвергентные лидеры для креативной экономики. Часть 1
27.01.2020

В одном из своих летних постов я уже писал о том, насколько важную роль в развитии городов, регионов и стран в 21 веке играет креативная экономика. Напомню, что сама концепция «креативной экономики» была разработана в начале 2000-х британцем Джоном Хоукинсом, профессором Шанхайской школы креативности. Эта концепция описывает экономическую систему, в которой ценность производимого продукта впервые зависит не от традиционных ресурсов (труда, капитала, земли), а от интеллектуальных и творческих: новых идей и креативности. Хоукинс утверждал, что именно воображение и изобретательность, вложенные в продукт, определяют его успешную судьбу как инновационного товара или инновационной услуги. Не точное воспроизводство, а талантливое изменение становится главным социально-экономическим законом. Иногда креативную экономику называют ещё и экономикой знания.

2.jpg

В наше время она охватывает не только те сферы профессиональной деятельности, которые непосредственно связаны с творчеством (например, архитектуру, моду и дизайн), но и характеризует экономику в целом. Это один из главных драйверов модернизации науки и образования, многих направлений социального сектора, а также мотиватор, во многом обеспечивающий привлекательность инвестиционного климата города, региона и страны. Наряду с чисто экономическими выгодами креативная экономика производит нематериальные ценности и обеспечивает устойчивое развитие, ориентированное на человека. Она создаёт среду, в которой люди хотят жить, работать, учиться, изобретать и творить; позволяет сохранять идентичность локальных культур в эпоху глобализации. В настоящее время вклад креативных индустрий (дизайн, мода, ремёсла, издательское дело, архитектура, кино, мультимедиа, реклама, парки развлечений, IT-сфера и др.) в мировой ВВП составляет не менее 6,6%; в развитых странах – 8-12% с прогнозируемым ежегодным приростом около 10%. Самыми «креативными» кластерами в Европе считаются Внутренний Лондон, Берлин, Каталония и Северная Голландия. Из них самый мощный – это Внутренний Лондон, где более 380 тысяч местных креативных предпринимателей генерируют ежегодно около 19 млрд фунтов, что составляет 16 % всей экономики британской столицы. На карте мирового дизайна Лондон является «красной кнопкой», задающей основные глобальные тренды. В соответствии с национальной программой стратегии развития креативного сектора «Create UK» в 2020 г. экспорт творческих продуктов и услуг должен увеличиться до 31 млрд фунтов по сравнению с 15,5 млрд фунтов по итогам 2015 года, а приток иностранных инвестиций – с 10% до 15%.

3.jpg

Актуализация стратегии развития Томска и Томской области в связи с созданием НОЦ и концепцией Большого Университета привела нас к пониманию чрезвычайной важности инсталляции креативных отраслей в региональную экономику. Некоторые из них уже давно пустили корни на томской земле (музейное дело, ряд ремёсел, рекламный бизнес), но это пока ещё капля в море. Не случайно губернатором С.А. Жвачкиным принято решение об открытии в Томске филиала Пушкинского музея. На очереди и другие решения по развитию креативного кластера в нашем регионе. Без этого к нам не поедут иностранные студенты и туристы. При этом финансовые расходы на развитие креативного сектора нужно рассматривать как инвестиции в создание новых рабочих мест (прежде всего для молодежи) и укрепление социальной ткани.

4.jpg

Однако можно сколько угодно рисовать красивые схемы и стратегии, но если нет людей, которые их могут реализовать, то ничего и не произойдет. Американский экономист и социолог Ричард Флорида внес свой вклад в концепцию экономики нового типа, введя в неё понятие «креативный класс». Именно этот класс и составляет её социальное, политическое и экономическое ядро. Он представляет собой широкую социальную страту, объединяющую людей, в чьи экономические функции входит создание новых идей, новых технологий или нового контента. По сути, это оказание креативных услуг. И если раньше эти услуги были необходимы лишь для создания добавленной стоимости каждого продукта, то теперь они служат «провайдерами» инноваций практически во все индустрии. Таким образом экономика меняется от корпоративно-ориентированной системы к той, которая развивается людьми, принадлежащими к креативному классу. Это не только представители творческих профессий как таковых, но и все профессионалы, которых отличают яркая индивидуальность, талант, желание создавать новое и открытость. Они составляют авангард любой отрасли, включая науку и образование. На них держится всё, что мы относим к работе в форматах change и disrupt.

5.jpg

Экономика и общество в целом, стоя на пороге Четвертой промышленной революции (К. Шваб), нуждаются в таких людях, способных думать, планировать и действовать творчески. Равно как и в лидерах, которые помогали бы им в их профессиональном и личностном становлении, направляли бы их креативность, энергию, личные интересы и амбиции в нужные обществу и конкретным компаниям и организациям русла. Где же взять таких лидеров, которые освоят науку креативного управления социально-экономическим развитием в условиях неопределенности, нарастающей сложности и постоянно возникающих кризисных ситуаций? Да еще и столько, чтобы их хватило на все отрасли креативной экономики? Одними из первых в нашей стране эти вопросы поставили перед собой руководители и сотрудники Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС). Ответить на них было нетрудно: такие лидеры, да ещё и в значительном количестве, сами собой не появляются; и их можно только специально подготовить. Но дальше последовали другие, уже более сложные, вопросы: какими личностными характеристиками и профессиональными управленческими компетенциями должны обладать такие лидеры; какова должна быть программа их подготовки; кто должен непосредственно осуществлять эту программу и т.д.

6.jpg

В результате рефлексии над всеми этими вопросами команда сотрудников Академии под руководством доктора экономических наук, профессора кафедры зарубежного регионоведения и международного сотрудничества РАНХиГС Вениамина Каганова выстроила стратегию и тактику новой авторской многоуровневой программы профессионального развития и личностного роста «Конвергентное лидерство». Её непосредственная реализация началась с апреля 2019 года. Почему «конвергентное» лидерство, а скажем, не «креативное», хотя речь идет о подготовке управленческих кадров, прежде всего, для креативной экономики? Думаю, всё станет понятно, если обратиться к концепции эволюции подходов к управлению персоналом, которой придерживается команда РАНХиГС. Она включает четыре основных типа управления от наиболее простого к самому сложному на сегодняшний день. Вот эти типы и их краткие описания:

  • Администрирование: управление функциями и иерархическими связями. Руководитель-администратор рассматривает человека как функциональную единицу в системе соподчиненных функциональных единиц.

  • Лидерство: управление человеческим капиталом. Руководитель-лидер относится к человеку как ключевому активу компании, способному создавать добавленную стоимость.

  • Эффективное лидерство: забота о людях и предоставление свободы действий. Руководитель – эффективный лидер знает, как привлечь лучших специалистов и как побудить их действовать наилучшим образом.

  • Ответственное лидерство: этика и нравственная целостность как базовые принципы. В основе действий руководителя-ответственного лидера лежит этическая система координат.

Конвергентное лидерство - сближение лучших управленческих теорий и практик. Руководитель – конвергентный лидер создает условия для постоянной позитивной трансформации команды через раскрытие внутренней природы человека и через дивергентную лидерскую активность (разъединение управляемого коллектива на части, из которых затем создается некая новая целостность).

7.jpg

Как мы видим, последний тип лидерства отличается именно тем, что он сводит в одну систему (от лат. convergere «сходиться к одному центру, конвергировать) лучшие из известных на данный момент теорий и практик управления коллективами, а точнее, их развития, в условиях креативной экономики. Принципиально важно, что в этой концепции коллектив рассматривается как саморазвивающийся «живой» организм, а лидер подобен мозгу, который координирует и направляет работу всех остальных «органов» (членов коллектива), каждый из которых вносит свой уникальный вклад в решение общих задач. Вот как говорит об этом сам В.Ш. Каганов: «Лидер (…) подобен вихрю, который возникает благодаря энергии конкретного человека. «Раскручиваясь», он вовлекает в свою орбиту других людей, а вместе с ними атрибуты материального (имущество, средства, ресурсы) и нематериального мира (надежды, имидж и пр.). В креативной индустрии, где успех зависит от творчества команды, успешный лидер должен найти, привлечь, удержать и придать нужную траекторию движения десяткам минивихрей, вокруг которых крутятся идеи, люди, ресурсы, клиенты. Какой же силой личности, какой же уверенностью и профессионализмом надо обладать, чтобы не просто управлять, а помогать выстраивать траекторию других «вихрей» так, чтобы не ослаблять, а усиливать друг друга и выходить на нужный результат, сохраняя команду, создавая новое качество?».

8.jpg

С точки зрения теории сложных систем, управленческое ядро должно обладать большим разнообразием возможных вариантов поведения по сравнению с подсистемой, которой оно управляет («второй закон Эшби»). Только при этом условии сложная система будет эффективно функционировать и саморазвиваться. Говоря более простым языком, компания или организация, принадлежащая к той или иной сфере креативной экономики, будет успешной только в том случае, если её лидеры будут обладать существенно большим, по сравнению с другими сотрудниками, количеством компетенций (hard, soft, digital и self skills) и соответствующими личностными качествами. То есть всем тем, благодаря чему они смогут объединять (конвергировать!) в эффективные команды представителей креативного класса с самыми различными характерами, личными интересами и амбициями и вести их к новым, каждый раз всё более сложным, целям, «разгоняя» их до уровня лучших в данной отрасли. Процесс постоянной позитивной трансформации коллектива происходит вследствие создания лидером условий, которые позволяют раскрыть внутреннюю природу каждого человека; а также посредством дивергентной активности самого лидера – разъединения им коллектива на части, из которых затем создается некая новая целостность.

Продолжение следует.

Ректор ТГУ Эдуард Галажинский


05.08.2020
Сомнения относительно открытия или закрытия университетских кампусов в США усиливаются каждый раз, когда в СМИ появляется громкая публикация, разрушающая те или иные стереотипы