«Ключи» от назначения ректора
10.12.2018

Кажется, что совсем недавно, а не 5 лет назад, Ученый совет ТГУ большинством голосов избрал меня на должность ректора. В делах время пролетело стремительно. За этот период произошло множество различных событий, среди которых и решение Минобрнауки РФ оставить за собой право утверждения ректоров ведущих университетов. При этом кандидатура на должность выдвигается Наблюдательным советом вуза, что закреплено в его Уставе. Она должна быть согласована с губернатором региона. После этого следует аттестационная комиссия Минобрнауки. Своё «да» или «нет» должен сказать полпред Президента РФ в федеральном округе. Но и это не всё. Есть и еще ряд государственных организаций, которые после соответствующих проверок дают заключения относительно кандидатуры на пост руководителя вуза.

Таким образом, назначение ректора – это долгий процесс согласований во множестве инстанций. Это большая «связка ключей», которые либо открывают очередную дверь к назначению, либо нет. Главные из них находятся в руках наблюдательного совета, губернатора, полпреда Президента и министерства. С 2014 года такой порядок назначения применяется для всех вузов – участников Программы 5-100.

2.jpg

Для меня этот процесс начался ещё в мае этого года, когда наш Наблюдательный совет обсудил итоги работы университета за предыдущий период и поддержал мою кандидатуру. Потом было обсуждение на заседании Совета ректоров Томска, затем высказал свою позицию по этому вопросу губернатор Томской области С.А. Жвачкин. Пользуясь случаем, хочу выразить всем благодарность и признательность за доверие!

Всё шло своим чередом, но дело осложнилось важным внешним обстоятельством – реорганизацией Минобрнауки и разделением его, фактически, на два министерства. Хорошо, что Наблюдательный совет успел сказать своё слово относительно предстоящего назначения ректора в ТГУ еще весной, пока он был легитимным. Позже он потерял легитимность в связи с реорганизацией Министерства, так как многие члены Совета из-за этого поменяли свои должности. Кстати сказать, первое заседание обновленного Наблюдательного совета ТГУ, на котором будет избран его председатель, состоится 11 декабря в Москве.

Несмотря на все эти непростые обстоятельства, 16 ноября я был приглашен на заседание Аттестационной комиссии при Минобрнауки РФ. Вместе со мной в Москву летала Л.М. Огородова. Как заместитель губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу, она должна была довести до комиссии позицию губернатора в отношении будущего ректора ТГУ.

3.jpgЗаседание комиссии проходило в здании Министерства в Брюсовом переулке в зале коллегии. В состав Аттестационной комиссии входят ректоры ведущих университетов страны, члены Совета Федерации и Государственной Думы РФ, руководители крупных организаций-работодателей. В частности, среди присутствовавших я увидел В.А. Садовничего (МГУ), Я.И. Кузьминова (НИУ ВШЭ), Н.Н. Кудрявцева (МФТИ), А.Л. Шестакова (ЮУрГУ). На комиссии заслушивались 9 претендентов на должности ректоров от нескольких вузов. Как выяснилось позже, не всем из них удалось успешно пройти аттестацию и получить рекомендацию для назначения руководителем вуза.

Но вернёмся к 16 ноября. На аттестацию я шёл первым. Процедура предполагала короткое выступление претендента и вопросы к нему от членов комиссии. За несколько минут я рассказал об основных целях и смыслах трансформации Томского государственного университета. Изложил её философию, которая не раз обсуждалась в нашем коллективе. Она заключается в опоре на академические ценности и людей. Двигателями трансформации являются экосистемный подход, осуществляемый в союзе с партнерами, и сочетание в каждом блоке управления развитием университета трёх режимов: Run, Change и Disrupt.

После этого ко мне было два вопроса. Первый – от ректора МГУ В.А. Садовничего. Он спросил, как ТГУ удерживает у себя талантливых студентов. Ведь не секрет, что введение системы ЕГЭ способствовало большому оттоку из регионов самых умных и подготовленных выпускников школ. Я рассказал о наших подходах.

4.jpg

Во-первых, ТГУ активно идет в школы, чтобы вместе с ними готовить для себя абитуриентов. На сегодняшний день у нас более 200 партнёрских школ, которым мы оказываем разнообразную помощь: методическую, проектную, консультационную, организационно-событийную и другую. Во-вторых, задолго до приёмной кампании начинаем вводить новые технологии по мотивации будущих абитуриентов поступать именно к нам. В-третьих, создаем конкурентоспособные образовательные программы. Например, программу двойного диплома совместно с Лондонской школой экономики. В результате в этом году парень с 300 баллами не стал поступать в «Вышку», решил остаться в ТГУ, раз у нас для него есть такие возможности. В-четвертых, специальное сопровождение талантливых ребят в процессе обучения университета, предполагающее тьюторство и индивидуальные треки развития. Все эти факторы позволили резко нарастить количество абитуриентов, имеющих высокие образовательные достижения. Если раньше во время вступительных кампаний их насчитывалось около 50-70, то сейчас – 500. Однако далеко не все из них предпочитают выбирать «особый путь» своего развития. Возможно, это результат усталости после длительной подготовки и сдачи ЕГЭ и волнений при поступлении. И здесь нам еще есть над чем работать.

Второй вопрос задал ректор НИУ ВШЭ Я.И. Кузьминов. Его заинтересовало, как мы, с нашими ограниченными ресурсами, удерживаем иностранных преподавателей. Ведь даже для столичных вузов это является большой проблемой. Приглашение только одной группы профессоров мирового класса может обойтись вузу в 10 млн евро (как Маастрихту, например). Для нас – это бюджет всей программы развития ТГУ! Я рассказал о «мотиваторах» ТГУ для зарубежных профессоров. Среди них наличие уникальных природных объектов и искусственных установок и сооружений, которые могут быть интересны иностранным специалистам: Васюганское болото, ледники Актру, станции, позволяющие всё это изучать.

5.png

Приехав к нам, ученые могут наблюдать их буквально из «первого ряда партера». Многих привлекает экстрим, сопутствующий таким наблюдениям. Еще один мотиватор – возможность проводить совместные исследования и получать серьезные гранты. Наконец, наше искреннее гостеприимство. Мы любим и ценим наших зарубежных партнёров и готовы носить их на руках.

На этом видимая для меня часть процедуры была закончена. Затем было выступление Л.М. Огородовой и тайное голосование. И вот недавно мы получили выписку из заседания Аттестационной комиссии Минобрнауки РФ от 16 ноября, в которой, среди прочего, сказано: «Признать Галажинского Эдуарда Владимировича прошедшим аттестацию и рекомендовать Министерству науки и высшего образования РФ назначить его на должность ректора федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования “Национальный Томский государственный университет”».

Следующий этап – согласование этой рекомендации с полпредом Президента РФ в Сибирском федеральном округе С.Е. Меняйло.

Сейчас я работаю по приказу Минобрнауки о временном исполнении мною обязанностей ректора ТГУ (приказ действует год) и жду завершения процесса согласования окончательного решения. Надеюсь, что в ближайшие месяцы эта процедура завершится

Прежде чем закончить этот блог, хочу пригласить всех 19 декабря на традиционное собрание коллектива ТГУ в зал Центра культуры. На встрече выступят проректоры по основным направлениям деятельности ТГУ и я как врио ректора. Как всегда, это будет открытый разговор о текущем состоянии и задачах развития университета.

В конце же декабря пройдет заседание Ученого совета ТГУ. Завершая юбилейный год, мы планируем поговорить о перспективах развития университета на ближайшие 5 лет. Тем более что в декабре прошла сессия по обновлению стратегии развития региона под руководством Сергея Анатольевича Жвачкина. В центре внимания были вопросы реализации национальных проектов, в том числе по образованию, науке и формированию НОЦ. Если в течение всего этого года мы много раз обращались к своей истории, то теперь настало время обратить свой взгляд в будущее страны и региона, чтобы постараться определить в нём место нашего университета.

6.jpg

Ректор ТГУ Эдуард Галажинский


17.06.2019
Что же представляют собой современный кампус и город, имеющий особый статус «университетский»? Что они могут дать членам академического сообщества, самим городским жителям и стране в целом? Предлагаю свои ответы на эти вопросы.