«История с географией»: Экономика впечатлений и будущий кампус — 1
29.07.2019

Темы студенческого городка и Томска как «города-университета» сегодня активно обсуждаются не только на официальном уровне, но и в социальных сетях, разговорах с близкими и знакомыми. Всех томичей волнует будущее нашего города, у которого появился серьёзный шанс повысить свою конкурентоспособность как научно-образовательного центра не только в России, но и в масштабах ближнего и дальнего зарубежья. Главным фактором возможного успеха является участие томских вузов в приоритетном правительственном проекте «Экспорт образования», благодаря которому количество иностранных студентов в нашей стране к 2025-му году должно увеличиться, по сравнению с 2017-м годом, более чем в три раза, а объём полученных при этом средств – в пять раз.

2.jpg

Этот фактор успеха состоит их множества слагаемых, самыми важными из которых являются: соответствующие места университетов в мировых рейтингах; актуальность и содержательность их образовательных программ; комфортность и безопасность проживания для обучающихся и приглашенных профессоров; развитость инфраструктуры (транспортной, общественного питания, спортивной, досуговой); цифровизация университетов и кампусов и их встроенность в глобальные сети; здоровая экология; привлекательность и «раскрученность» региона и города, где находятся университеты. Не последнюю роль играет и соотношение «цена – качество образовательных и сопутствующих услуг». Люди согласны платить больше, если это качество объективно высокое. Всё это интересует отечественных и иностранных абитуриентов и их родителей, когда они начинают поиск наиболее подходящего для себя вуза. Отсюда мы заинтересованы в том, чтобы обеспечить все перечисленные условия выбора иностранными студентами именно томских университетов. Однако традиционно мы уделяем больше внимания рейтингам своих вузов, содержанию образования, удовлетворению базовых потребностей будущих студентов и приглашаемых профессоров, нежели организации их досуга и соответствующему позиционированию нашего города и региона.

3.jpg

Учитывая «мягкость» сибирского климата, неприхотливость (в целом) нашего сервиса и прочность стереотипов о Сибири как о «крае ссылок и разгуливающих по улицам медведей», а также удаленность Томска от основных транспортных магистралей, мы должны ответить на вопрос: ЧТО именно должно побудить иностранных абитуриентов и профессоров выбрать для своей учёбы и работы именно наш город? Ведь в мире есть множество других университетских городов с хорошими кампусами и образовательными программами, в том числе в южных широтах, где бы они могли удовлетворять свои образовательные, профессиональные и базовые потребности в соответствии с возможностями семейных бюджетов. Очевидно, что это «что-то» должно компенсировать неудобства, связанные с длительностью пути в Томск и суровостью здешних климатических условий.

И этим «что-то», если опираться на теории и концепции таких авторитетных исследователей-урбанистов, как Джейн Джейкобс, Ги Бюржель и Ричард Флорида, которых я уже упоминал в предыдущем выпуске своего блога, является креативность города. Еще относительно недавно было принято считать, что в эпоху высоких технологий географическое местоположение не имеет большого значения. В реальности, как отмечает всё тот же Флорида, происходит обратное: «Место превратилось в главный организующий компонент нашего времени, переняв многие функции, выполнявшиеся ранее фирмами и другими организациями. (…) Именно географическое местоположение, а не корпорация, предоставляет организационную матрицу для сочетания людей и рабочих мест. (…) Им определяется, где будут возникать и развиваться компании, что меняет условия конкуренции между городами». По мнению Джейкобс, городу для процветания нужны не только благоприятные условия для бизнеса, но и «человеческий климат». И сегодня города стремятся стать не просто центрами технологических инноваций, но, прежде всего, развитыми креативными сообществами. При этом креативный город – не обязательно большой город. Известно, что сама Джейн Джейкобс в своё время решила покинуть Нью-Йорк и переехать в Канаду, потому что он стал для неё «скучным» городом.

4.jpg

5.jpg

Итак, именно креативные города привлекают молодых талантливых людей – будущих студентов и состоявшихся специалистов, жаждущих создавать инновации в тех или иных сферах. Поскольку креативность рождается и поддерживается, как правило, в досуговой части городской инфраструктуры, создаваемой с опорой на историю и аутентичность данного конкретного полиса, она обеспечивает его уникальность и непохожесть на все другие полисы. Уникальность города, в свою очередь, создает уникальные впечатления у тех, кто его посещает. Не зря сейчас так много говорят об «экономике впечатлений», описанной американцами Джозефом Пайном и Джеймсом Гилмором, создавшими известную компанию StrategicHorizonsLLP – студию креативного мышления, помогающую частным компаниям и государственным структурам повышать ценность их продукции и услуг.

По мнению этих авторов, впечатление – это не только психологический феномен, но наряду с деньгами, товарами и услугами, это ещё и «четвёртое экономическое предложение, которое так же разительно отличается от услуг, как услуги от товаров». Человек нуждается в ярких образах, чувствах и ощущениях и готов ехать за ними в самые отдаленные места и платить за них. Пайн и Гилмор подчеркивают, что в условиях современной экономики с её изобилием предложений, товары и услуги как никогда тесно связаны с впечатлениями. Последние являются целью первых. Иначе говоря, люди приобретают товары и услуги, чтобы получить определенные впечатления. Если они положительные, то люди готовы приобретать эти товары и услуги снова и снова, делясь своими впечатлениями с другими на потребительских форумах и в социальных сетях. Человек всегда будет стремиться туда, где ему предлагают больше незабываемых впечатлений.

6.jpg

Пайн и Гилмор выявили 4 типа впечатлений: развлекающие, обучающие, уводящие от реальности и эстетические. Если развлекающие впечатления, по большей части, пассивные (например, просмотр телепередач с юмористическими шоу), то обучающие требуют от субъекта его активного участия (в квестах, играх, различных интеллектуальных и спортивных соревнованиях, туристических походах и т.д.). Впечатления, уводящие от реальности, делают человека «актёром», творящим свой мир с помощью новейших технологий (скажем, гугл-очков и кибершлемов). Эстетические же впечатления побуждают его погружаться в соответствующую среду, но сама среда остаётся при этом нетронутой. Такие впечатления испытывает человек, когда, например, созерцает гору Фудзи или озеро Байкал, слушает концерт Рахманинова в зале консерватории, рассматривает полотна великих художников в музее. Конечно, такая типологизация весьма условна, поскольку в чистом виде такие впечатления получить невозможно. Более того, её авторы отмечают, что «самые богатые впечатления содержат в себе элементы всех четырёх типов».

Какое отношение всё это имеет к высшему образованию, студенческому городку, который будет построен в Томске, и будущему Сибирских Афин как города-университета? Самое прямое. Ведущие университеты мира, предвидя высокую конкуренцию на международном рынке образовательных услуг, уже давно стали уделять большое внимание «производству» впечатлений, образующихся на стыке двух сфер – образования и развлечений. Существует даже специальный термин для обозначения этого феномена – эдьютейнмент (англ. edutainment). И он имеет отношение не только к начальному и среднему образованию, как считают некоторые, но и к образованию для взрослых. По сути, речь идет о том, что при таком подходе студенты всё время активно вовлекаются в образовательные и научно-исследовательские процессы и получают при этом положительные эмоции и ощущения, а не пассивно созерцают своих преподавателей.

7.jpg

8.jpgВот что сказала при вступлении в свою должность в 1994 г. седьмой ректор Пенсильванского университета Джудит Родин: «Мы разработаем совершенно новую систему обучения для студентов. Речь идёт не только об учебной программе. Новое жильё, услуги для студентов, кураторство – всё это будет служить созданию нового, цельного впечатления от аудиторий, общежитии, лабораторий и игровых полей. Я решительно настроена приложить все усилия для того, чтобы именно такое, цельное впечатление получили от нашего университета студенты, которые придут к нам осенью 1997 года. Таким образом, выпуск 2001 года станет первым выпуском с совершенно новым восприятием обучения в Университете Пенсильвании и образования в XXI веке».

Мы видим, что здесь изложена стратегия повышения ценности буквально всех услуг, которые студенты получают за время своего пребывания в университете. И основным инструментом реализации этой стратегии является то самое «производство впечатлений» – позитивных, ярких и незабываемых. Кому-то такая стратегия может показаться слишком «рыночной», «несерьёзной» и т.п. Но не считаем ли мы «серьёзным» то, что часто оказывается попросту скучным и неинтересным?

Кроме того, необходимо осознать, что наиболее яркие и незабываемые впечатления человек получает не в цирке и не на юмористических шоу, а в результате благополучного преодоления по-настоящему больших трудностей: собственных слабостей и незнания. Человек, покоривший глубины моря или высоту Эльбруса, никогда не забудет своих впечатлений, как и студент, достигший финиша в первом спортивном марафоне или получивший высокую оценку потенциального работодателя за участие в реальном проекте. Но это могут быть и сильные впечатления от участия в интересном туристическом походе, археологических раскопках, турнире спортивных танцев, соревнованиях по подводному плаванию и парапланеризму; от обучения редким ремёслам; от знакомства с редкими природными и культурными артефактами; от общения с представителями коренных народов; посещения не только музеев, театров и галерей, но и таёжных заповедников и так далее. Отсюда можно было бы и поспорить с Ричардом Флоридой о том, что креативность «обитает» исключительно в досуговой части городской инфраструктуры, производящей яркие впечатления своей историчностью и аутентичностью. На мой взгляд, зона креативности в наше время не обязательно ограничивается городом. Другое дело, что город может стать началом и завершением того или иного туристического маршрута или цикла каких-либо интересных культурных и образовательных мероприятий.

9.jpg

И бесспорно, чем разнообразнее спектр впечатлений, который может предоставить город-университет своим жителям и гостям – туристам, иногородним и иностранным студентам и профессорам, тем выше его экономический и конкурентный ресурс в целом. Эта аксиома, которая не требует доказательств. Между тем, потенциал Томска и региона как «креативной территории», способной вызывать сильные позитивные эмоции и ощущения, только начинает раскрываться. И делается это скорее стихийно и «точечно», чем целенаправленно и централизованно. Безусловно, в таком деле инициатива самих граждан и отдельных структур очень важна, но также важна и общая системная политика территории по развитию своих креативных зон и экономики впечатлений, а также по их позиционированию в сознании потенциальных целевых аудиторий: студентов, высококвалифицированных специалистов, инвесторов, туристов из ближнего и дальнего зарубежья. Решать эти задачи нужно уже сейчас, параллельно с разработкой проектов по строительству будущего студенческого городка и других объектов Томска как города-университета, повышая его капитализацию и делая его по-настоящему привлекательным для проживания, учебы, работы и досуга.

Хорошая новость в том, что у Томска есть для этого особый ресурс, о котором я хотел бы рассказать в следующей части своего блога.

Ректор ТГУ Эдуард Галажинский

Продолжение следует.


14.08.2019
Говоря об «особом ресурсе» развития в Томске и регионе экономики впечатлений, я имею в виду Томское областное отделение Русского географического общества