«История с географией»: Экономика впечатлений и будущий кампус — 1
29.07.2019

Темы студенческого городка и Томска как «города-университета» сегодня активно обсуждаются не только на официальном уровне, но и в социальных сетях, разговорах с близкими и знакомыми. Всех томичей волнует будущее нашего города, у которого появился серьёзный шанс повысить свою конкурентоспособность как научно-образовательного центра не только в России, но и в масштабах ближнего и дальнего зарубежья. Главным фактором возможного успеха является участие томских вузов в приоритетном правительственном проекте «Экспорт образования», благодаря которому количество иностранных студентов в нашей стране к 2025-му году должно увеличиться, по сравнению с 2017-м годом, более чем в три раза, а объём полученных при этом средств – в пять раз.

2.jpg

Этот фактор успеха состоит их множества слагаемых, самыми важными из которых являются: соответствующие места университетов в мировых рейтингах; актуальность и содержательность их образовательных программ; комфортность и безопасность проживания для обучающихся и приглашенных профессоров; развитость инфраструктуры (транспортной, общественного питания, спортивной, досуговой); цифровизация университетов и кампусов и их встроенность в глобальные сети; здоровая экология; привлекательность и «раскрученность» региона и города, где находятся университеты. Не последнюю роль играет и соотношение «цена – качество образовательных и сопутствующих услуг». Люди согласны платить больше, если это качество объективно высокое. Всё это интересует отечественных и иностранных абитуриентов и их родителей, когда они начинают поиск наиболее подходящего для себя вуза. Отсюда мы заинтересованы в том, чтобы обеспечить все перечисленные условия выбора иностранными студентами именно томских университетов. Однако традиционно мы уделяем больше внимания рейтингам своих вузов, содержанию образования, удовлетворению базовых потребностей будущих студентов и приглашаемых профессоров, нежели организации их досуга и соответствующему позиционированию нашего города и региона.

3.jpg

Учитывая «мягкость» сибирского климата, неприхотливость (в целом) нашего сервиса и прочность стереотипов о Сибири как о «крае ссылок и разгуливающих по улицам медведей», а также удаленность Томска от основных транспортных магистралей, мы должны ответить на вопрос: ЧТО именно должно побудить иностранных абитуриентов и профессоров выбрать для своей учёбы и работы именно наш город? Ведь в мире есть множество других университетских городов с хорошими кампусами и образовательными программами, в том числе в южных широтах, где бы они могли удовлетворять свои образовательные, профессиональные и базовые потребности в соответствии с возможностями семейных бюджетов. Очевидно, что это «что-то» должно компенсировать неудобства, связанные с длительностью пути в Томск и суровостью здешних климатических условий.

И этим «что-то», если опираться на теории и концепции таких авторитетных исследователей-урбанистов, как Джейн Джейкобс, Ги Бюржель и Ричард Флорида, которых я уже упоминал в предыдущем выпуске своего блога, является креативность города. Еще относительно недавно было принято считать, что в эпоху высоких технологий географическое местоположение не имеет большого значения. В реальности, как отмечает всё тот же Флорида, происходит обратное: «Место превратилось в главный организующий компонент нашего времени, переняв многие функции, выполнявшиеся ранее фирмами и другими организациями. (…) Именно географическое местоположение, а не корпорация, предоставляет организационную матрицу для сочетания людей и рабочих мест. (…) Им определяется, где будут возникать и развиваться компании, что меняет условия конкуренции между городами». По мнению Джейкобс, городу для процветания нужны не только благоприятные условия для бизнеса, но и «человеческий климат». И сегодня города стремятся стать не просто центрами технологических инноваций, но, прежде всего, развитыми креативными сообществами. При этом креативный город – не обязательно большой город. Известно, что сама Джейн Джейкобс в своё время решила покинуть Нью-Йорк и переехать в Канаду, потому что он стал для неё «скучным» городом.

4.jpg

5.jpg

Итак, именно креативные города привлекают молодых талантливых людей – будущих студентов и состоявшихся специалистов, жаждущих создавать инновации в тех или иных сферах. Поскольку креативность рождается и поддерживается, как правило, в досуговой части городской инфраструктуры, создаваемой с опорой на историю и аутентичность данного конкретного полиса, она обеспечивает его уникальность и непохожесть на все другие полисы. Уникальность города, в свою очередь, создает уникальные впечатления у тех, кто его посещает. Не зря сейчас так много говорят об «экономике впечатлений», описанной американцами Джозефом Пайном и Джеймсом Гилмором, создавшими известную компанию StrategicHorizonsLLP – студию креативного мышления, помогающую частным компаниям и государственным структурам повышать ценность их продукции и услуг.

По мнению этих авторов, впечатление – это не только психологический феномен, но наряду с деньгами, товарами и услугами, это ещё и «четвёртое экономическое предложение, которое так же разительно отличается от услуг, как услуги от товаров». Человек нуждается в ярких образах, чувствах и ощущениях и готов ехать за ними в самые отдаленные места и платить за них. Пайн и Гилмор подчеркивают, что в условиях современной экономики с её изобилием предложений, товары и услуги как никогда тесно связаны с впечатлениями. Последние являются целью первых. Иначе говоря, люди приобретают товары и услуги, чтобы получить определенные впечатления. Если они положительные, то люди готовы приобретать эти товары и услуги снова и снова, делясь своими впечатлениями с другими на потребительских форумах и в социальных сетях. Человек всегда будет стремиться туда, где ему предлагают больше незабываемых впечатлений.

6.jpg

Пайн и Гилмор выявили 4 типа впечатлений: развлекающие, обучающие, уводящие от реальности и эстетические. Если развлекающие впечатления, по большей части, пассивные (например, просмотр телепередач с юмористическими шоу), то обучающие требуют от субъекта его активного участия (в квестах, играх, различных интеллектуальных и спортивных соревнованиях, туристических походах и т.д.). Впечатления, уводящие от реальности, делают человека «актёром», творящим свой мир с помощью новейших технологий (скажем, гугл-очков и кибершлемов). Эстетические же впечатления побуждают его погружаться в соответствующую среду, но сама среда остаётся при этом нетронутой. Такие впечатления испытывает человек, когда, например, созерцает гору Фудзи или озеро Байкал, слушает концерт Рахманинова в зале консерватории, рассматривает полотна великих художников в музее. Конечно, такая типологизация весьма условна, поскольку в чистом виде такие впечатления получить невозможно. Более того, её авторы отмечают, что «самые богатые впечатления содержат в себе элементы всех четырёх типов».

Какое отношение всё это имеет к высшему образованию, студенческому городку, который будет построен в Томске, и будущему Сибирских Афин как города-университета? Самое прямое. Ведущие университеты мира, предвидя высокую конкуренцию на международном рынке образовательных услуг, уже давно стали уделять большое внимание «производству» впечатлений, образующихся на стыке двух сфер – образования и развлечений. Существует даже специальный термин для обозначения этого феномена – эдьютейнмент (англ. edutainment). И он имеет отношение не только к начальному и среднему образованию, как считают некоторые, но и к образованию для взрослых. По сути, речь идет о том, что при таком подходе студенты всё время активно вовлекаются в образовательные и научно-исследовательские процессы и получают при этом положительные эмоции и ощущения, а не пассивно созерцают своих преподавателей.

7.jpg

8.jpgВот что сказала при вступлении в свою должность в 1994 г. седьмой ректор Пенсильванского университета Джудит Родин: «Мы разработаем совершенно новую систему обучения для студентов. Речь идёт не только об учебной программе. Новое жильё, услуги для студентов, кураторство – всё это будет служить созданию нового, цельного впечатления от аудиторий, общежитии, лабораторий и игровых полей. Я решительно настроена приложить все усилия для того, чтобы именно такое, цельное впечатление получили от нашего университета студенты, которые придут к нам осенью 1997 года. Таким образом, выпуск 2001 года станет первым выпуском с совершенно новым восприятием обучения в Университете Пенсильвании и образования в XXI веке».

Мы видим, что здесь изложена стратегия повышения ценности буквально всех услуг, которые студенты получают за время своего пребывания в университете. И основным инструментом реализации этой стратегии является то самое «производство впечатлений» – позитивных, ярких и незабываемых. Кому-то такая стратегия может показаться слишком «рыночной», «несерьёзной» и т.п. Но не считаем ли мы «серьёзным» то, что часто оказывается попросту скучным и неинтересным?

Кроме того, необходимо осознать, что наиболее яркие и незабываемые впечатления человек получает не в цирке и не на юмористических шоу, а в результате благополучного преодоления по-настоящему больших трудностей: собственных слабостей и незнания. Человек, покоривший глубины моря или высоту Эльбруса, никогда не забудет своих впечатлений, как и студент, достигший финиша в первом спортивном марафоне или получивший высокую оценку потенциального работодателя за участие в реальном проекте. Но это могут быть и сильные впечатления от участия в интересном туристическом походе, археологических раскопках, турнире спортивных танцев, соревнованиях по подводному плаванию и парапланеризму; от обучения редким ремёслам; от знакомства с редкими природными и культурными артефактами; от общения с представителями коренных народов; посещения не только музеев, театров и галерей, но и таёжных заповедников и так далее. Отсюда можно было бы и поспорить с Ричардом Флоридой о том, что креативность «обитает» исключительно в досуговой части городской инфраструктуры, производящей яркие впечатления своей историчностью и аутентичностью. На мой взгляд, зона креативности в наше время не обязательно ограничивается городом. Другое дело, что город может стать началом и завершением того или иного туристического маршрута или цикла каких-либо интересных культурных и образовательных мероприятий.

9.jpg

И бесспорно, чем разнообразнее спектр впечатлений, который может предоставить город-университет своим жителям и гостям – туристам, иногородним и иностранным студентам и профессорам, тем выше его экономический и конкурентный ресурс в целом. Эта аксиома, которая не требует доказательств. Между тем, потенциал Томска и региона как «креативной территории», способной вызывать сильные позитивные эмоции и ощущения, только начинает раскрываться. И делается это скорее стихийно и «точечно», чем целенаправленно и централизованно. Безусловно, в таком деле инициатива самих граждан и отдельных структур очень важна, но также важна и общая системная политика территории по развитию своих креативных зон и экономики впечатлений, а также по их позиционированию в сознании потенциальных целевых аудиторий: студентов, высококвалифицированных специалистов, инвесторов, туристов из ближнего и дальнего зарубежья. Решать эти задачи нужно уже сейчас, параллельно с разработкой проектов по строительству будущего студенческого городка и других объектов Томска как города-университета, повышая его капитализацию и делая его по-настоящему привлекательным для проживания, учебы, работы и досуга.

Хорошая новость в том, что у Томска есть для этого особый ресурс, о котором я хотел бы рассказать в следующей части своего блога.

Ректор ТГУ Эдуард Галажинский

Продолжение следует.


11.11.2019
Тема компетенций, или «скилов», сегодня является одной из самых обсуждаемых. Диалог на эту тему состоялся между ректором ТГУ Эдуардом Галажинским и президентом Межрегиональной тьюторской ассоциации (МТА) Татьяной Ковалёвой