«Допандемические» модели Университета: альтернативные подходы
28.09.2020

Ещё одна нашумевшая книга на тему трансформации Университета – это работа директора Института гуманитарных наук Университета Огайо, историка и футуролога Дэвида Стэйли (David Staley), вышедшая в свет полтора года назад. Она стала поводом для самых восторженных и одновременно самых негативных откликов, и уже поэтому заслуживает отдельного внимания. Так же, как и Рональд Барнетт, Дэвид Стэйли считает, что Университет по своей природе всегда находится в состоянии становления, но современные университеты страдают от недостатка воображения относительно того, как заново изобрести себя. Однако в отличие от Барнетта, выступающего за идею экологического университета как «золотого стандарта» для всех институтов, Стэйли предлагает альтернативные сценарии эволюции Университета. По его мнению, каждому, кто жаждет инноваций в высшем образовании, нужно, с одной стороны, сосредоточиться на уже существующем трансформационном опыте университетов; с другой, не бояться чисто умозрительных рассуждений, расширяющих представления о будущем Университета, его возможных форматах и масштабах.

2_Steily.pngРезультатом синтеза этих двух принципов стали десять моделей инноваций в высшем образовании (по сути, десять альтернативных моделей Университета). Их автор и предлагает на суд читателей, проводя соответствующие исторические параллели. Справедливости ради нужно отметить, что «прототипы» большинства из этих моделей были известны задолго до выхода книги Стэйли и обсуждались во многих публикациях. В том числе и таких известных авторов, например, как Ноам Хомский и Джон Моравец.

Согласно Стэйли, общие контуры описанных им инноваций в высшем образовании выглядят следующим образом.

Университет-платформа опирается на метафорическую идею «супермаркета», открытого 24 часа в сутки для любого желающего туда войти, чтобы получить то, что ему нужно, и уйти тогда, когда ему удобно. И это относится не только к студентам, но и к профессорам. Здесь нет штатных преподавателей и администраторов, формальных процедур приёма, определенного расписания, обязательных программ и тому подобного. Обучающихся и обучающих объединяют общие интересы к тому или иному предмету или исследовательской проблеме. Учебные курсы постоянно обновляются и существуют до тех пор, пока они востребованы. Университет-платформа – это самоорганизующаяся структура, реализующаяся в таких физических пространствах, как библиотеки, коворкинги, музеи, офисы, производственные помещения и даже церковные пространства.

3.jpg

Система микроколледжей может включать неограниченное количество микроструктур, рассредоточенных в самых разных пространствах – от научных лабораторий до частных домов. Каждая из них – это группа из нескольких студентов, обучаемых одним профессором, обладающим высокой профессиональной репутацией в той или иной научной сфере. Характер исследуемых проблем, содержание учебного плана и методы обучения здесь обусловлены опытом и личностью профессора – центрального «элемента» микроколледжа. Все вместе эти микросистемы представляют собой образовательную экосистему с минимальным административным регулированием. Единственным, но обязательным условием аккредитации каждого микроколледжа, осуществляемой соответствующими региональными органами, является признание авторитета профессора со стороны академического сообщества – научного и педагогического. Координировать и персонализировать работу со студентами профессору помогают устройства по захвату и анализу их разговорной речи в процессе обучения. Микроколледжи ориентированы, в первую очередь, на людей с высокой способностью к самоорганизации.

4.png

Гуманитарный аналитический центр (Humanities Think Tank, HTT), дающий новый статус представителям социогуманитарных наук. Такой Центр может существовать как в рамках более крупной структуры, так и автономно. Это коллектив людей, представляющих самые разные направления социально-гуманитарной научной сферы, основная функция которых – читать, думать, обсуждать и составлять аналитические отчеты и прогностические материалы, необходимые для разработки правительственных, социальных, экономических и военных стратегий, формирования альтернативных политик и принятия жизненно важных решений для отдельных субъектов и общества в целом.

Университет номадов/кочевников (Nomad University), существующий везде, но не имеющий конкретной локализации, выпускающий специалистов для работы в космополитическом мире. Они могут заниматься профессиональной деятельностью и самостоятельно (фриланс), и объединяясь во временные коллективы под конкретные проекты. Соответственно, университет постоянно меняет своё местоположение в зависимости от того, конкретные проблемы какого региона мира он собирается решать. Его основные принципы: постоянная мобильность, каждый раз дающая новый образовательный опыт; концепция города как кампуса, проектное обучение.

5.png

Колледж свободных искусств (Liberal Arts College), радикально реализующий идеи liberal arts, не структурированный на факультеты и отдельные образовательные направления. Он ориентирован на формирование семи основных навыков, необходимых в 21 веке: решение сложных задач; способность порождать смыслы; производительную деятельность; воображение; мультимодальную (вербальную и невербальную) коммуникацию; межкультурную компетентность и лидерство. Все эти навыки, развитие которых является основной целью, а не побочным результатом, отрабатываются, прежде всего, на практических занятиях и в процессе различных стажировок под руководством наставников. Колледж располагает кампусом, но большая часть образовательного процесса реализуется на предприятиях и в организациях, инвестирующих в студентов, которые в перспективе могут стать их сотрудниками.

6.jpg

Интерфейсный университет (Interface University) является воплощением идеи объединения/синтеза человеческого и искусственного интеллектов (ИИ), в результате чего ИИ становится «третьим полушарием» человеческого мозга. Искусственный интеллект берёт на себя часть функционала левого полушария, что даёт возможность студентам сосредоточиться больше на развитии правого полушария, атрибуты которого машины пока имитировать не способны. К ним относятся любопытство, креативность, воображение, удивление и осмысление. Студенты находятся в постоянном диалоге со своим «третьим полушарием», решая те или иные образовательные задачи. Основным (стержневым) навыком в интерфейсном университете является программирование.

Университет тела (University of the Body) обучает своих студентов воспринимать и интерпретировать внешние данные, содержащиеся в визуальных, тактильных, оральных, кинестетических и обонятельных объектах, с помощью всех органов чувств; а также транслировать свою информацию посредством различных «каналов» своего тела. Для этого студенты изучают язык мимики и жестов.

Институт продвинутой игры (Institute for Advanced Play), развивающий воображение, а также способности к генерированию идей и построению альтернативных миров через игру. Институт основан на концепции понимания игры как наиболее эффективной формы познания. В некотором смысле он напоминает игровой клуб, поскольку здесь нет ни преподавателей, ни студентов как таковых. Есть только игроки-стипендиаты, отбираемые в процессе конкурсных заданий.

7.png

Университет полиматов (Polymath University), осуществляющий подготовку одновременно по трём разным предметным направлениям (например, по литературе, маркетингу и химии) и формирующий разные типа мышления. Студенты, изучающие «тройные» специальности по широко расходящимся предметным направлениям, развивают гибкий и сложный ум. Образовательная концепция этого университета опирается на идею холистичности окружающего мира.

Наконец, Университет будущего (Future University), непосредственно обучающий чистой и прикладной футурологии через изучение систем различных типов.

В интервью корреспонденту платформы Inside Higher ED Дэвид Стэйли объясняет, каким образом он пришёл к разработке именно этих альтернативных инноваций в высшем образовании и на какие принципы и концепции он при этом опирался. По его мнению, «радикально новый» университет, как правило, строится с нуля. Например, как Университет Джона Хопкинса или Чикагский университет. Исключения есть, но их совсем немного (как Гарвард и Йель, превратившиеся из традиционных академических в исследовательские вузы). Учреждения высшего образования, которые действительно трансформируются, как правило, имеют тенденцию превращаться в уже существующие формы университета. Скажем, когда пригородный кампус превращается в исследовательский университет с футбольной программой первого дивизиона. Но это не столько инновация, сколько изменение. Одна из основных причин редкого появления настоящих инноваций заключается в нежелании большинства вузов рисковать, поэтому они так похожи друг на друга в своих целях и миссиях и могут конкурировать только по цене за обучение.

Стэйли принял вызов Барнетта расширить воображение и предложить радикально новые модели университета. Для этого он изучил не только широкий спектр идей о будущем высшего образования и науки, но и наследие отцов-основателей инновационных университетов. Из предложенных им моделей наиболее актуальными ему представляются Интерфейсный университет и Университет полиматов. Понимая, что многим читателям его идеи покажутся чистой спекуляцией, т.е. абсолютно отвлеченными от реальной практики умозрительными рассуждениями (тем более, что и сама книга имеет соответствующее название), Стэйли считает вполне возможным их хотя бы первичную частичную реализацию. Иными словами, уже существующие университеты могут организовать внутри себя меньшие версии альтернативных - инновационных – «университетов», а точнее, колледжей, с относительно небольшим количеством студентов и преподавателей. Если модель окажется успешной, экспериментальный колледж может вырасти в размерах. Возможно, он даже достигнет стадии, когда, как стартап, выделится в отдельную сущность. Таким образом, уже существующие университеты могут создавать инкубаторы для будущих инновационных университетов.

8.pngПри этом нужно быть готовыми к тому, что эти новые «сущности» априори не будут соответствовать уже существующим образовательным стандартам и требованиям к уровню взаимодействия между преподавателями и студентами, что может осложнить их аккредитацию или сделать даже невозможной на первых порах. Отсюда воплощение в реальности альтернативных моделей университета должно с первых шагов сопровождаться работой по их легитимации.

Книга Дэвида Стэйли, как уже было сказано выше, вызвала крайне противоречивые суждения со стороны не только «рядовых» читателей, но и академического и экспертного международного сообщества. Одним она показалась слишком «сумасшедшей», другим – «не такой уж и новаторской», а третьим – «радикально революционной».

Вот некоторые выдержки из отзывов:

– «Я прочитала книгу и не знаю, как этот сон наяву мог получить от кого-то оценку «пять звёзд», кроме вузовского администратора, желающего урезать зарплату преподавателям. Я не нашла в ней ничего полезного. Это серия размышлений о различных образовательных моделях, которые объединяет одна общая черта: корпорации — это «короли», которых обслуживают студенты и преподаватели. И при этом у преподавателей нет гарантии занятости, специализации и т. д. А также нет каких-либо причин, по которым кто-либо будет продолжать обучение на настоящем университетском уровне» (Энн Кэмпбелл).

– «Я не могу передать, насколько ужасна, наивна, жалка и скучна эта книга. Я возлагала на неё большие надежды. Ревизия университета – важный проект. (…) Но предлагаемые в этой книге «умозрительные» конструкции просто смешны. Они либо полностью отключены от политической экономии, либо создают «микроуниверситет», обслуживающий гиг-экономику. (…) Наши существующие университеты были и остаются выдающимися учреждениями. Они «заблудились», но создание учебной аудитории в церкви – это недальновидная стратегия» (Тара Брабазон, декан аспирантуры и профессор культурологии Университета Флиндерса, Австралия).

– «Эта книга не обязательно означает, что каждая нетрадиционная концепция образования – это возможный источник инноваций, если нет анализа контекста, в котором это может работать. Другой вопрос, который носит более прикладной характер, – это обсуждение фактических специальностей, на которые могут быть нацелены некоторые из этих университетских проектов. Это не подходит для всех из них, но (…) если вы ищете какие-то идеи, которые не были представлены ни одним из ваших нынешних университетских комитетов, возможно, это стоит изучить. В противном случае я не совсем уверен, что с этим делать. (…) У меня нет понимания того, как это может быть приемлемым (…) в мире после COVID» (Дэн Грасер).

9.jpg

– «Книга Дэвида Стэйли – интересный сборник мысленных экспериментов о том, как могло бы выглядеть высшее образование. Её ключевой посыл: вузы должны начать более тщательно дифференцироваться, чтобы найти свою рыночную нишу в области, которая будет становиться все более конкурентоспособной. (…) Однако многие её идеи в той или иной степени уже реализованы, в то время как по другим автор не привел или не смог привести примеры. Но это стоит прочитать, если вам интересно размышлять о будущем высшего образования» (Инкогнито).

– «Для меня, как представителя руководства университета, находившегося на карантине из-за COVID-19, эта книга была увлекательным чтением. В ней описано множество моделей, в которых можно представить мою работу. Определенно, здесь есть некоторые возможные варианты (Университет номадов, Университет полиматов). Есть и некоторые фавориты (Микроколледжи, Университет будущего). Но я думаю, что вместо этого полезнее было бы представить возможное будущее вузов, взяв самые лучшие элементы из описанных в книге альтернативных моделей: отбор студентов (Университет-платформа), практику путешествий (Университет номадов), влияние на политику (Гуманитарный аналитический центр), развитие мышления (Колледж свободных искусств), предметные нишевые среды (микроколледжи), кросс-специализацию (Университет полиматов), эволюцию киборгов (Интерфейсный университет) и проектирование будущего (Университет будущего). (…) После COVID у нас не будет другого выбора, кроме как по-настоящему развиваться». (Ли Макви)

– «Это новаторская и вдохновляющая работа. Она предлагает провокационное видение новых высших учебных заведений, которые радикально отличаются от того, что есть у нас сейчас. Я восхищаюсь смелостью Дэвида Стэйли». (Брайан Александер, автор книги «Подготовка к обучению за пределами K – 12: подготовка студентов и школ к современному высшему образованию»).

– «Слишком часто наши дебаты о будущем высшего образования либо не могут представить что-то отличное от сегодняшнего, либо заканчиваются мрачными прогнозами о неминуемой кончине университета. В своей книге Стэйли предлагает нам другой способ (…) думать больше и творчески по теме трансформации вузов». (Джошуа Ким, Дартмутский центр содействия обучению)

– «(…) Книга обещает вдохновить на инновации, выходящие за рамки большинства текущих усилий, (…) и общество отчаянно нуждается в этом во время глубоких перемен». (Кэтрин Принс, старший директор по стратегическому прогнозированию, Knowledge Works)

– «Эта книга дает нам пищу, необходимую для открытия нашего разума навстречу возможному университету; тому, что ждет нас, если мы доверимся себе и выйдем за рамки принятия решений, основанных на данных, и дадим волю нашему воображению в настоящем». (Мари Конвей, основатель, Thinking Futures)

– «Будучи искушенным футуристом, хорошо понимающим драматические и многослойные тенденции, влияющие на все социальные институты, Стэйли также является историком и человеком, который напоминает нам, что настоящая ценность университета заключается в его постоянном состоянии становления». (Кристиан Лонг, основатель The Wonder Project)

Конечно, не нужно ждать от книги Дэвида Стэйли точных рецептов, которые могут быть воплощены здесь и сейчас. Об этом автор честно предупреждает своих читателей самим названием книги, введя в него понятие «спекулятивный дизайн». Но также очевидно, что её нужно прочитать хотя бы для того, чтобы понять, насколько наше собственное воображение относительно будущего Университета консервативно или открыто новациям, насколько мы сами готовы радикально трансформировать университетскую реальность и себя самих в этой реальности.

Ректор ТГУ Эдуард Галажинский


28.09.2020
Ещё одна нашумевшая книга на тему трансформации Университета – это работа директора Института гуманитарных наук Университета Огайо, историка и футуролога Дэвида Стэйли