Литературное объединение

Руководитель студии - Валерий Анатольевич Доманский, профессор каф. общего литературоведения.

Телефон: 418-969           Mail to: dva@mail.tsu.ru

"Juvenes dum sumus"

1. О целях и задачах ЛИТО

Наше литературное объединение существует с 2001 года. Его руководителем является профессор ТГУ, поэт В.А. Доманский.

33680.gif … Мы не являемся организацией закрытого типа,  доступной  только для избранных. Членом ЛИТО  может  стать любой  желающий - как известные в  литературных  кругах люди, так и  те, кто впервые  взялся за перо. 

Не зря сказано, что жизнь – это движение.  Творческая  жизнь в ее  частном и общественном  понимании – тоже  движение. И наша  основная  задача по отношению к  начинающим авторам –  заметить его, помочь ему не  останавливаться и не  переходить в статическое  состояние, когда на его  пути возникают препятствия, а  такое происходит  довольно часто.

Талант, как творческий потенциал есть у каждого человека. Но реализация этого потенциала – длительная и сложная работа, сопряженная с неизбежными трудностями, ошибками, а часто и разочарованиями. Каждый талант индивидуален, и здесь нет общих принципов и конкретных методик его усовершенствования. Все совершается методом проб и ошибок, что собственно и называется духовным поиском. Прошло то время, когда автору четко указывали, что он должен писать и как. Теперь автор может занять свое место в искусстве, если ему действительно есть, что сказать. Одни и те же темы каждый отображает по-своему, каждый находит в них что-то новое для себя. Но другая не менее (а может быть и более) важная задача заключается в его умении донести до читателя то, что ему удалось понять. И наша задача – помочь ему в этом, создать, что называется благоприятные к тому условия. Хотя благоприятные - вовсе не синоним тепличные. Но еще раз подчеркиваю – искусство – это не геометрия Эвклида, которую можно только изучить и знать (или не знать), где все уже давно расставлено по своим местам, и ни о каком поиске нового не может идти и речи.

Одна девушка сказала мне: « Я в своих произведениях ищу возможность самовыражения, самоопределения» (не могу поручиться за точность цитаты, но смысл примерно в этом). Но в то же время она не хотела никому показывать их, я даче полагаю, что они стопками лежали где-то в ящике ее письменного стола. И тогда я спросил у нее: « О каком же самовыражении может идти речь, если у вас отсутствует оппонент (читатель, слушатель)?» любой человек что-то определяет для себя в жизни, строит свою систему ценностей. Не каждый, правда, записывает все это. Но все познается в сравнении, и зачем же зажигать свечу, если вы накрываете ее кувшином, и никто не увидит этого света?

Другая девушка из нашего ЛИТО, которую, кстати, зовут Махрина Ирина, в рассказе о своем творчестве высказала по этому поводу одну замечательную мысль, которую можно поставить во главу угла, или даже сделать неким девизом нашего объединения:

« Стихи – это сила и слабость поэта. Слабость – потому что открываешь душу, становишься незащищенным от нападок недоброжелателей, весь как на ладони. А сила – в воздействии на читателя и слушателя, в умении донести самое сокровенное в лаконичной форме, в малом выразить большое, что дано не каждому…»

2. Об организации и принципах работы

38008.jpg Литературное объединение ТГУ «Juvenes dum sumus»  существует уже более пяти лет. Его основателем,  организатором и руководителем является Валерий  Анатольевич Доманский,  филолог,  профессор  кафедры общего литературоведения, писатель, автор  многочисленных поэтических сборников, в том числе  и сборника стихотворений поэтов университета  «Juvenes dum  sumus», вышедшего в 2002 году. Это  название, в переводе с  латинского, обозначает – «пока  мы молоды», и, как нельзя  более точно формулирует  основную задачу ЛИТО –  помогать реализовать себя  тем, кто еще молод и впервые взялся за перо. Хотя к  нам приходят и более или менее известные в литературных кругах авторы, которые уже печатались где-то, участвовали в конкурсах, у нас нет строгого деления на касты. Каждый, кто приходит сюда с желанием что-то сказать, донести до читателя, будет услышан. Здесь каждый может получить профессиональную оценку своего творчества, определить свой уровень, услышать мнение тех, кто уже нашел свое место в литературной среде, получить полезный совет, как более глубоко раскрыть затронутые темы, исправить ошибки, повысить свое мастерство.

Вот еще одна типичная проблема начинающих авторов – когда они впервые приходят на занятия, и находят в себе силы прочитать свои произведения (на что тоже не каждый отваживается), они, как правило, очень сильно морально уязвимы и очень болезненно реагируют на любую, даже не очень жесткую критику в свой адрес. «Ну как же, ведь в этих стихах, моя жизнь, моя боль и судьба, я все это выстрадал, а вы говорите – вот это неправильно, здесь слабая строчка, темы не раскрыта и т.д. Да вы просто не понимаете…»

Отнюдь. Все проходят через эту стадию. Но что можно сказать такому человеку? На фортепиано, например можно тоже играть с чувством и с выражением, «с душой», но одним пальцем. И не нужно обижаться, если вас попросят усовершенствовать технику, мало того, здесь вам еще и помогут сделать это. Но многие обижаются и уходят после первого же занятия. А те, кто остается, потом понимают, что это правильно. Нужно просто верить в себя и оставаться самим собой, но не любоваться без конца своим собственным отражением, словно Нарцисс. Если автор преодолеет это, тогда и только тогда, он сможет занять свое достойное место среди себе подобных. 

Что было сделано за эти пять лет? Очень многое. Во-первых, как уже говорилось, в 2002 году вышел поэтический сборник, один из немногих в Томске, в котором было представлено много молодых авторов, ранее неизвестных в широких литературных кругах. Во-вторых – те кто не попал туда, (поскольку объем сборника ограничен) получили неплохие возможности печататься в периодических изданиях Томска, области и не только. Многие получили признание в региональном и даже общероссийском масштабе, смогли участвовать в различных литературных конкурсах. Без преувеличения можно сказать, что Томск - это культурных центр всей Сибири, а ТГУ - старейший из ее университетов, и самый престижный, по крайней мере - в гуманитарном плане. И поэтому литературное объединение ТГУ – звучит гордо. А уникальность его именно в том, что здесь нет пропусков в мир избранных, вход свободен. И если человеку есть что сказать, а самое главное, у него есть желание это сделать, то он будет услышан. Другое условие, не обязательное, но желательное – автор должен иметь некоторое отношение к самому университету, хотя это не станет камнем преткновения, если такового не имеется. У нас много бывших студентов ТГУ, закончивших его несколько лет назад, есть и школьники, абитуриенты, кто только собирается поступать. Но еще раз повторяю – главное – автор должен открывать для себя и для других некие новые плоскости в литературе, по своему переосмысливать даже те темы, которые можно причислить к категории «вечных».

Что было сделано еще? Довольно часто проводятся так называемые «вечера поэзии», на которых желающим предлагается выступать перед различными аудиториями, рассказывать о себе, читать свои произведения в качестве членов ЛИТО. Это, как правило, происходит на презентациях новых сборников различных известных авторов, или периодических изданий областного масштаба, таких как «Сибирские Афины», «Каменный мост», и др.

86539.jpg

Вообще, собрания ЛИТО проходят около двух раз в месяц. Поэты, писатели, известные и неизвестные, любого возраста могут приходить сюда, читать свои произведения, рассказывать о себе и о своем творчестве. Еще раз подчеркиваю, что это не экзамен, и мы никого не заставляем что-то говорить, читать, рассказывать, все добровольно. Кто-то приходит просто посмотреть и послушать.

В последние полтора года, наряду с печатной версией сборника создается и электронная, которую мы размещаем в Интернете и на дисках. Не нужно, наверное, говорить об ее достоинствах. Сейчас расходы на полиграфию заставляют вкладывать в печатные проекты немалые деньги, искать спонсоров. К тому же объем таких изданий довольно ограничен, физически просто невозможно разместить в них всех желающих, что вовсе не означает, что они этого недостойны. Да и нельзя по нескольким стихотворениям проследить творческий путь автора, стадии его развития, что иногда довольно интересно. Вот поэтому мы и создаем электронную версию сборника, где можно размещать почти неограниченные объемы информации, все, что автор посчитает нужным. Этот проект называется архивом ЛИТО и представляет собой довольно обширную базу данных, на основе которой создаются различные сборники, главный из которых «Juvenes dum sumus», и тематические подборки. На этом моменте нужно остановиться подробнее. 

3. Электронная версия (архив) ЛИТО 

При посещении занятий ЛИТО, мы не выдвигаем каких-то определенных требований к тому, что именно должен автор сообщить о себе и своем творчестве. Но если он изъявляет желание разместить свои произведения в электронном архиве, то для этого он должен выполнить ряд условий, направленных исключительно на упрощение сбора и обработки информации и правильной организации работы. 

1. Основное в архиве – это, конечно, сами произведения. Они должны быть набраны , желательно в программе Microsoft World. Для простоты сортировки данных предлагается разделять произведения по родам, например поэзия и проза. Не стоит размещать их в одной папке, а уж тем более в одном документе. Что касается рассказов, их необходимо оформлять каждый в виде отдельного документа, в названии которого должно быть название произведения и, желательно, жанр, например: «Вечерний город. Рассказ». Несколько произведений можно размещать в одной папке в соответствии с определенным критерием, например периодом или тематикой. Соответственно, и в названии должна быть ссылка на этот критерий, например: «Ранняя проза», «Рассказы хххх-хххх годов», «Любимый город. Рассказы о Томске» или «Юмористические рассказы». То же самое можно сказать и о стихах, но здесь есть свои нюансы. Не стоит размещать в одной папке много стихов (больше 50) – это сложно читать. Лучше всего объединять их в сборнике определенного периода, например: «Необретенный рай. Стихи 2005г.» На периодизацию следует обратить особое внимание, чтобы в произведениях можно было проследить творческий путь автора, что тоже немаловажно. Иногда это может сказать о нем больше, чем сами произведения. Так что, если хотите добиться максимального понимания читателем, располагайте их в приблизительном хронологическом порядке. 

2. Вы можете написать небольшие комментарии к отдельным произведениям или их циклам. Здесь можно указывать все, что захочется, иногда даже в виде небольшого отдельного рассказа, может быть иносказательно в виде краткого эпиграфа. Хотя этот пункт – по желанию автора, да и четких рекомендаций здесь нет. Но еще раз повторюсь – добиваться максимального понимания читателем – это основная задача автора.

3. Одно лишь имя и фамилия автора мало что могут рассказать о вас. Поэтому вам предлагается написать небольшой рассказ о себе и о своем творчестве. Это тоже своего рода произведение и творческий подход к его написанию имеет значение. Не столько важны какие-то факты из жизни, (хотя лишним не будет ничего), сколько описание процессов трансформации собственного миропонимания, самооценка, свой взгляд на какие-то общие и частные темы в искусстве и на бытовом уровне. В общем - все что угодно и ради бога. На первый взгляд это может показаться довольно трудной задачей, но ее можно упростить. Возьмите лист бумаги и напишите на нем вопросы, которые бы вы хотели задать другому человеку, словно берете у него интервью. А потом ответьте на них сами. И тогда вам несложно будет превратить их в связный рассказ.

На этом, собственно, и заканчивается творческая часть изложения. Остается только техническая. Обычно мы даем новым членам ЛИТО заполнять анкету участника.

Анкета.doc

Она помимо всего прочего содержит и ваши контактные телефоны, ваш электронный почтовый адрес, если таковой имеется. Если у вас нет почтового ящика, настоятельно рекомендуется завести его. Это позволит вам максимально быть в курсе всего происходящего, и не упускать выгодных предложений, если таковые появляются. Мы же со своей стороны обещаем держать вас в курсе всех событий, что по телефону сделать порой бывает затруднительно. Кроме того, у вас появляется возможность общаться с другими членами ЛИТО, делиться своими взглядами и мыслями, даже организовать нечто наподобие форума для узкого круга. Так что постарайтесь не упускать такую возможность, это, действительно интересно.

Ну и последнее, что от вас требуется – это ваша фотография в электронном виде. 

Все предоставленные вами материалы обрабатываются, систематизируются и помещаются в вашу персональную папку. Мы оставляем за собой право некоторого стилистического редактирования и корректирования произведений, куда входит исправление явных грамматических, пунктуационных ошибок и стилистических погрешностей. Это необходимо в том случае, если ваши произведения будут где-либо издаваться. Кроме того, мы можем составлять комментарии к вашему творчеству, обозначать его основные достоинства и недостатки, проводить профессиональную оценку.

Вы всегда можете зайти на этот ящик, ознакомиться с произведениями наших авторов, оставить свои отзывы о них. Кроме того здесь содержится список их электронных адресов, так что вы сможете завести электронную переписку, если у вас есть свой почтовый ящик. Сюда же вы можете отправлять и свои произведения, но лучше отправить их сначала на мой почтовый ящик pstasl@yandex.ru, или передавать в набранном виде на дискетах или дисках. Последний вариант предпочтительнее, если у вас нет возможности выхода в интернет. Также с нами можно связаться по телефонам 89069551295 или 8 3823 527833 (Станислав Поплавский) , 89234045711 или 424991 (Потапова Светлана), 89138880127 или 533685 (Жарникова Светлана), 418 969 Доманский Валерий Анатольевич - руководитель литературной студии.

19724.jpg

4. Планы и перспективы

Прежде чем говорить о перспективах работы, нужно вкратце сказать об особенностях ее организации. Как уже говорилось выше, занятия ЛИТО проходят около двух раз в месяц. Да, сюда приходят как молодые авторы, так и те, кто посещает занятия уже несколько лет, рассказывают о себе, о своем творчестве. Но этим дело не ограничивается. Каждый приходящий сюда может узнать что-то новое для себя, чему-то научиться. Но в отличие от основных учебных дисциплин, здесь важна, прежде всего, ИНИЦИАТИВА. Что это значит?

Слово инициатива здесь имеет самый широкий смысл. А ее базой можно назвать ЭНТУЗИАЗМ. Из этих двух слагаемых и должна получаться сумма, называемая ИДЕЕЙ. А идеи могут быть самые разные, даже сумасшедшие. Нужно только, чтобы имелась хоть какая-нибудь возможность к их реализации.

Ну, например – человек увлекается живописью, или просто умеет рисовать. Замечательно. Мы можем попросить его сделать несколько иллюстраций к сборнику, или к каким-то отдельным произведениям, которые понравятся ему, может быть и к своим собственным. Мы можем отсканировать эти работы и разместить их для начала в электронном варианте. Может быть, человек умеет работать на компьютере. Тоже хорошо. Тогда он может выполнить работы в графических программах, таких как PAINT, PHOTOSHOP и др. Все они также будут размещены в сборнике.

Если вы занимаетесь музыкой - можно составить музыкально – литературные композиции, чтобы чтение стихов сопровождалось игрой на музыкальных инструментах, или заранее составленными фонограммами. Такой вариант подходит при выступлении на различных литературных вечерах, можно также сделать некий радиоспектакль. Элементы хореографии здесь тоже не будут лишними. В общем – совершенству нет предела.

Есть и другие варианты, например - записать выступление на видео, это можно сделать в студии (в аудитории). Получится небольшой фильм – презентация. Здесь важна ОРГАНИЗАТОРСКАЯ ИНИЦИАТИВА, а она приветствуется более других. Но если ее не окажется, то даже просто умение красиво прочитать, продекламировать свои стихи, или спеть их, аккомпанируя, например, на гитаре тоже ценится довольно высоко. 

Все вышесказанное – и есть ближайшие перспективы. Мы ждем от вас именно активного участия. Относительно других планов – можно сказать, что скоро выйдет второе издание сборника «Juvenes dum sumus», составлением которого занимается В.А. Доманский. Мы не можем, конечно, обещать, что ваши произведения попадут туда, поскольку печатное издание всегда имеет ограниченный объем, но вы можете принять участие в его презентации. Все на ваше усмотрение. Еще раз повторяю – мы открыты для аудитории. 

Это – что касается ближайших планов.Здесь как нельзя более, кстати, будет тот самый электронный архив, который составляется сейчас, и на базе которого легко можно составить различные тематические подборки. К тому же в перспективе – создание сайта ЛИТО, в работе над которым вы тоже сможете принять участие.

В общем, нужно действовать, проявлять активность и не оставаться пассивным элементом, juvenes dum sumus… 

СТАНИСЛАВ ПОПЛАВСКИЙ

53519.jpg

65575.jpgПервый ряд (слева направо): Валерий Доманский, Дмитрий Прокудин, Полина Федорова, Аня Ананьева, Лена Иволга, Наталья Дегтярова 

Второй ряд: Галина Коальчинская (Лащук), Александр Греб, Елена Бутакова, Наталья Чернышева, Александр Белоножко

Отсутствуют: Света Потапова , Татьяна Макаренко, Таня Собалевская, Оля Соколова

 

Персоналии литературной студии

42427.jpg

8738.jpg

12722.jpg

18675.jpg

18675 (1).jpg

81609.jpg

40848.jpg

53778.jpg

8637.jpg

95857.jpg

52530.jpg

Творчество литературной студии

Руководитель студии - Валерий Анатольевич Доманский, профессор каф. общего литературоведения.

Телефон: 418-969         Mail to: dva@mail.tsu.ru

Доманский Валерий Анатольевич 

Авденкова Ольга

Айтжанова Асель

Жарникова Светлана

Бакунин Максим

Светлана Лихая

Деева Елена

Волков Владимир

Иванченко Игорь

Козлова-Лейтенс Наталья

Лукиных Олеся

 Махрина Ирина

Мыртаева Этибор

Поплавский Станислав

Елена Иволга (Иванова) 

Толстухина Ольга 

Потапова Светлана 

Небаева Наталья 

Фомин Константин 

Чжан Чжень

Татаренко Юрий 

Татьяна Макаренко

Петрова Галина