Учебный план

План курса лекций и практических занятий по валеологии 

Обоснование:

В последнее время, в связи с изменением политики и возможностей государства в сфере поддержания здоровья нации, существенно возросло стремление людей к сохранению своего личного здоровья. Снижение доступности квалифицированной медицинской помощи, дороговизна лекарств, ограничение социальной поддержки заболевшего человека (вплоть до потери рабочего места) заставляет экономически активную часть общества уделять все большее внимание профилактике заболеваний, их своевременному предупреждению. Умение сохранять свое здоровье становится обязательным профессиональным требованием к современному специалисту.

К сожалению, действующая медицина оказалась не вполне подготовленной к выполнению этого социального запроса. Традиционная нехватка средств, вынужденная ориентация на лечение болезней, а не на их профилактику, использование даже в профилактической работе принципов и подходов клинической медицины - все это существенно снизило авторитет и способность медицинских учреждений организовать движение за сохранение здоровья человека.

Вне сферы внимания медиков остается большой круг лиц, у которых не наблюдается ярко выраженной симптоматики, но в то же время возможны начальные функциональные отклонения в физическом и психическом здоровье. Данный контингент нуждается не во врачебной помощи, а в коррекции функционального состояния - проведении оздоровительных мероприятий.

Ответом на объективную потребность сохранения здоровья человека может стать валеологическая служба, начальные ростки которой сейчас, часто - спонтанно, возникают в различных городах России.

Валеология (vale - лат.: будь здоров) - термин, введенный нашим соотечественником И.И.Брехманом, для обозначения научного направления, ориентированного на изучение основ "здоровья здорового человека". Как всякое мультидисциплинарное научное направление, валеология длительное время не признавалась как самостоятельная наука. Лишь в 1996 г. ГоскомВУЗ включил валеологию в рубрикатор специальностей...

Тем не менее, в течение последних лет в ряде городов России созданы центры валеологии, при некоторых ВУЗах - кафедры валеологии. Естественной предпосылкой этого является как мультидисциплинарность валеологии (физиологические, психологические, культурологические, этические, эстетические и др. аспекты здорового образа жизни), так и многопрофильность университетов, имеющих высококвалифицированные кадры во всех этих областях знаний и опыт в их преподавании. Университеты являются естественной средой, способной организовать как подготовку кадров для валеологии, так и возглавить валеологическое движение.

В 1995 г. в рамках программы "Автоматизированные системы медико-биологического назначения" нами создан и в настоящее время успешно работает Центр валеологии Томского университета, услугами которого воспользовались сотни педагогических и научных сотрудников. Кроме того, в Томском госуниверситете на протяжении ряда лет проводятся фундаментальные работы по выявлению закономерностей индивидуального реагирования организма человека и животных на факторы внешней и внутренней среды, разработан ряд уникальных диагностических и коррегирующих методик. В сентябре Томский университет провел Всероссийскую конференцию по проблемам валеологии и формирования здорового образа жизни, а в декабре - совещание специалистов Сибири и Дальнего востока, в решении которых высоко оценивается опыт томских валеологов и содержатся рекомендации по созданию кафедры валеологии при ТГУ, имеющей целью как преподавание этой дисциплины для студентов всех факультетов, так и, в последующем, подготовку и выпуск специалистов для Валеологической службы России.

Рассматривая организационные аспекты преподавания валеологии в ВУЗах конференция пришла к выводу, что правовой основой для введения данного предмета временно может являться программа МинВУЗа от 7 июля 1993 г. по основам медицинских знаний, доработанная в соответствии с современными требованиями.

Целью преподавания валеологии в ВУЗе на первых курсах должно являться формирование активного стремления студента к сохранению своего здоровья путем организации здорового образа жизни.

Для этого необходимо:

В литературе неоднократно отмечалось, что преподавание валеологии обязательно должно сопровождаться освоением студентами практических навыков оценки и поддержания своего здоровья на базе Центров валеологии ВУЗов. Проведение практических занятий по оценке собственного здоровья и последующей организации его сохранения или восстановления должно облегчить формирование активной потребности к здоровому образу жизни.

Предлагаемый курс основ валеологических знаний (вынужденно ограниченный временем) представлен в двух вариантах: 1)общий курс для гуманитарных и естественнонаучных факультетов и 2)сокращенный курс для факультетов биологической направленности, учитывающий более высокую базовую физиологическую подготовку студентов этой специальности.

Вариант 1. Для гуманитарных и естественно-научных специальностей 

Наименование раздела  Учебная  нагрузка  (ч)
  Лекции Практич. занятия всего
 1. Вводная часть      
 1.1.Валеология - наука о здоровом человеке. Предмет, задачи, основные понятия как учебной и научной дисциплины. Основные принципы формирования здорового образа жизни и организационно-методические структуры контроля и сохранения здоровья студентов  2    2
1.2. Общие принципы регуляции функций организма Системность организма и жизнедеятельности. Понятие о функциональном состоянии и функциональных резервах. Индивидуальная значимость воздействий. Адаптация, толерантность, принципы их оценки.  2    2
2. Физиологические основы и функциональные отклонения деятельности систем организма, методы их выявления и коррекции      
2.1. Центральная и периферическая нервная система. Нейро-физиологические основы индивидуальных различий.   2    2
2.2 Функции высшей нервной деятельности (память, внимание, эмоции, психо-эмоциональный статус). Методы тестирования  2  4  6
2.3. Сенсорные системы. Диагностика, профилактика и коррекция нарушений зрения и слуха.  2    2
2.4. Сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Функциональные отклонения в деятельности кардио-респираторной системы  2  4  6
2.5. Функции пищеварительной и выделительной систем. Отклонения деятельности органов пищеварения и выделения. Гигиена питания. Основные принципы диетологии. Способы очищения органима.  4  4  8
2.6. Опорно-двигательный аппарат. Нарушения осанки. Ранние признаки и проявление сколиоза и остеоходроза. Гиподинамия. Роль физических упражнений в сохранении и поддержании здоровья.  2    2
2.7. Система иммунитета . Проявление дисфункций иммунной системы (аллергии, подверженность простудным заболеваниям и др.). СПИД. Методы коррекции иммунитета.  2    2
2.8. Репродуктивная система. Половые различия деятельности организма. Возрастные особенности полового развития и профилактика половых нарушений. 2   2
2.9. Влияние на организм алкоголя, никотина, наркотических и токсических веществ. 2   2
2.10. Альтернативные методы диагностики и коррекции состояния организма Акупунктурная диагностика и коррекция, иридодиагностика, аурикулодиагностика. Биоэнергетические воздействия 2 4 6
3.Наиболее распространенные системы оздоровления и гармонизации организма      
3.1. Фитотерапия и фитокоррекция, пищевые добавки 2 2 4
3.2. Гомеопатия 2   2
3.3. Аромадиагностика и ароматерапия 2   2
3.4. Психоанализ и психотренинг 2   2
3.5. Физиотерапия и лечебная физкультура 2   2
Итого 36 18 54

Вариант сокращенного курса можно получить в Центре валеологии ТГУ.

Зав.Центром валеологии ТГУ Ю.Н.Моргалев