Валеологический мониторинг

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ И ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗЕ

Ю.Н. Моргалев, Т.Г.Моргалева, Е.А.Иванова, О.В.Кондратова

Центр валеологии Томского госуниверситета, E-mail: valeo@mail.tsu.tomsk.su

В настоящее время государственные инвестиции в области здравоохранения направлены, в основном, на поддержку больных людей (включая социальную защиту больного человека). И намного меньше внимания уделяется контролю за состоянием здоровья наиболее работоспособной, экономически активной части здорового населения.

Человек попадает в сферу интересов медицины после наступления болезни, и вне поля зрения здравоохранительных органов остается большой круг лиц, у которых не наблюдается ярко выраженной симптоматики, но в то же время возможны начальные функциональные отклонения в физическом и психическом здоровье. Данный контингент нуждается не во врачебной помощи, а в мягкой коррекции функционального состояния - проведении оздоровительных мероприятий. Однако, в стране отсутствует единая система сохранения и “воспроизводства” здоровья конкретного человека как комплекса воспитательных, оздоровительных и восстановительных мероприятий.

В качестве ответа на этот социальный запрос в регионах России формируются Центроы валеологии - “центры здоровья здорового человека”. Создание таких Центров в дополнение к существующей системе здравоохранения связано с тем, что современной наукой накоплен громадный объем знаний, способных существенно и радикально изменить ситуацию. Это, в первую очередь, достижения современной физиологии, особенно, той ее части, которая занимается изучением индивидуальных особенностей реагирования организма на умеренные и субэкстремальные воздействия, накопившей методологию и опыт выявления и коррекции начальных, донозологических отклонений в деятельности систем организма. Это громадный практический материал, накопленный специалистами по физической культуре и спорту. Это опыт и знания педагогов в вопросах организации здорового образа жизни.

Необходимо отметить инициативу университетов в организации и развитии валеологического движения. Естественной предпосылкой этого является как мультидисциплинарность валеологии (физиологические, психологические, культурологические, этические, эстетические и др. аспекты здорового образа жизни), так и многопрофильность университетов, имеющих высококвалифицированные кадры во всех этих областях знаний и опыт в их преподавании. Университеты являются естественной средой, способной организовать подготовку кадров для валеологии и возглавить валеологическое движение.

Центр валеологии Томского госуниверситета создан в рамках программы “Автоматизированные системы медико-биологического назначения” при активном содействии Министерства общего и профессионального образования РФ. Основой для создания Центра явился большой опыт работ по нормальной физиологии человека и животных, по вопросам индивидуальных особенностей реагирования, накопленный в Томском госуниверситете. На основе фундаментальных исследований в данных направлениях разработан ряд оригинальных методик и методических подходов к раннему выявлению начальных отклонений деятельности систем организма.

Одним из важных методологических вопросов при диагностике донозологических состояний является выбор показателей функционального состояния, а также методик, адекватно и информативно отражающих его изменение. Понимание функционального состояния как “системной реакции целостного организма на комплекс наличных и предшествующих воздействий” требует комплексного подхода к оценке состояния висцеральной и психо-эмоциональной сферы, взаимодополняемости и интегративности методов и методик, даже в их скриннинговом варианте. В Центре валеологии ТГУ проведены исследования по определению информативности скриннинг-методов и разработке новых алгоритмов распознавания предболезни. Показано, что только комплекс взаимодополняющих методов позволяет повысить надежность выявления функциональных отклонений до 90-95%, хотя и приводит к увеличению времени обследования.

В настоящее время обследование в Центре включает в себя заполнение электронного паспорта здоровья и компьютерной анкеты-опросника по состоянию желудочно-кишечного тракта (разработки ЦВ ТГУ), антропометрию ( индексы Пинье, Келли), определение психо-эмоционального статуса (тесты Люшера, Тейлора, инверсия эмоционального отражения), оценки состояния сердечно-сосудистой системы (ортостатическая проба, проба Руфье, проба МКК), функции внешнего дыхания(проба Вотчала-Тиффно, проба Штанге - Генче) и скрининга состояния внутренних органов по методу Фолля.

Работа центра ориентирована, в основном, на следующие контингенты: 1)научная элита университета (доктора и кандидаты наук, члены их семей), 2) наименее социально-обеспеченные группы студентов (дети-сироты, дети из неполных семей). Проводятся обследования преподавателей факультетов и студентов, поступающих в профилакторий университета, а также студентов и сотрудников, неудовлетворенных качеством медицинского обслуживания в поликлинических отделениях.

Кроме того, в Центре ведется большая работа по разработке методик индивидуально-подобранной коррекции состояния организма. В прошедшем году исследованы такие методы восстановления и поддержания нормального функционирования желудочно-кишечного тракта, как применение пищевых добавок Nutri Cleans, Nature’s Tea, разработаны рекомендации по режиму их применения в зависимости от состояния ЖКТ. Начаты и продолжаются исследования по применению бактериального препарата “Наринэ”, предложен и проходит апробацию комплексный метод коррекции дисбактериоза, гастритов и энтероколитов. Разработываются пакеты программ индивидуального подбора рекомендаций лицам со сниженным уровнем адаптации и функциональных резервов организма.

Таким образом, нами накоплен определенный опыт в работе со всеми категориями сотрудников и студентов университета, что позволяет сформулировать ряд рекомендаций для дальнейшего развития валеологического обеспечения ВУЗов. 

Для эффективного контроля, восстановления и сохранения здоровья студентов и необходимо наличие единого комплекса валеологического и профилактико-медицинского обеспечения. В составе такого комплекса должны объединиться на основе единого методологического подхода: