Сотрудники ТГУ смогут представить свои проекты на федеральном форуме АСИ
04.08.2020

«Агентство стратегических инициатив» совместно с фондом «Росконгресс» проводят в 2020 году федеральный форум «Сильные идеи для нового времени». Это ключевое мероприятие АСИ, которое курируют президент РФ Владимир Путин и председатель экспертного совета, председатель госкорпорации развития «ВЭБ.РФ» Игорь Шувалов. Дирекция форума формирует список проектов, которые помогут выработать технологическую стратегию развития страны. В конкурсе лучших проектов участвует и ТГУ, сотрудники вуза подали 35 заявок.

Сейчас на платформе https://idea.asi.ru/ идет голосование за топ-100 лучших идей в каждом тематическом направлении – для представления на очном форуме в сентябре в Сочи. От имени ТГУ там смогут прозвучать лучшие идеи и эксперты университета по тематическим направлениям (трекам) форума АСИ.

Проголосовать за проекты ТГУ можно по указанным ссылкам:

1. НОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:


  • «Музей Науки»

Шепель М.О., Демин В.В

https://idea.asi.ru/improject-46/ideas/1876

В рамках проекта предполагается :

  • Создание модельного Музея науки для университетских городов в студенческой столице России – городе Томске.
  • Организация сетевого взаимодействия созданных Музеев науки между собой в партнерстве с ведущими научными и образовательными центрами страны.
  • Описание модели, разработка методических рекомендаций и создание сервиса «Музейный конструктор», содержащего подробные рекомендации по созданию Музеев науки разного масштаба, включая передвижные экспозиции, примеры соответствующих пространств, экспонатов, применяемых технологий, практические кейсы, перечень изготовителей и поставщиков экспонатов.
Реализация данной идеи будет способствовать скорейшему формированию в России инфраструктуры популяризации науки и исследовательского типа мышления. Кроме того, масштабирование разработанной модели и, как результат, появление Музеев науки в регионах будет содействовать развитию внутреннего туризма по направлению «научный туризм».


  • «ЦифрОн: Адаптивная онлайн-школа цифрового преподавателя»

Дубровская В.В.

https://idea.asi.ru/improject-46/ideas/972

Адаптивная система формирования цифровых компетенций преподавателя действует как персональный навигатор, предлагающий преподавателю на основе анализа его запроса адаптивный мини-контент, направленный на освоение компетенций, связанных с выполнением новых ролей и функций в учебном процессе. Может использоваться как для самообразования, так и для системы повышения квалификации. Доступен онлайн для любого количества обучающихся. Система обладает свойствами мобильности и открытости: свободно достраивается и постоянно пополняется новыми элементами контента под новые запросы и компетенции.


  • «Траектория ЛИДЕРствА»

Голов В.

https://idea.asi.ru/improject-56/ideas/864

Проект направлен на развитие надпрофессиональных навыков студентов, а также создание заинтересованности в образовательных дисциплинах и вовлеченности в учебный процесс по выбранному направлению посредством тренингов, мастер-классов, разработанных игр и встреч со специалистами в конкретных областях.


  • «Инвестируй в вечность: будущее за целевыми капиталами»

Булыгина М.В.

https://idea.asi.ru/improject-46/ideas/1406

Проект направлен на продвижение модели целевого капитала в секторе НКО, а также на обучение сотрудников сферы НКО, вовлеченные в работу с целевым капиталом. Образовательные выездные мероприятия с привлечением экспертного сообщества, прикладные исследования, онлайн курсы и онлайн школа — инструменты, которые будут содействовать развитию модели целевого капитала в России. 


  • «Lifelong learning: университетские музеи в системе непрерывного образования РФ»

Панкратова Л.В.

https://idea.asi.ru/improject-46/ideas/975

В рамках проекта предполагается разработка на базе музейного собрания ТГУ образовательных модулей, встраивающихся в систему непрерывного образования РФ. Масштабирование опыта в университетах страны и вовлечение в работу федеральных и муниципальных музеев позволит сформировать образовательную карту музеев России, представляющую их ресурсы, образовательные модули и культурно-просветительские программы.


  • «May the Psy be with you»

Найман А.

https://idea.asi.ru/improject-46/ideas/974?show_block=opinions#comments

Идея заключается в создании англоязычной службы психологической поддержки для иностранных студентов в формате онлайн. Поддержка будет направлена на улучшение их адаптации и интеграции в университетское сообщество. В задачи проекта входит разработка методических материалов для психологической поддержки иностранных студентов, что обеспечивает и служит популяризацией экспорта российского образования. Психологическая интеграция иностранных студентов в российское общество позволит повысить уровень толерантности к иностранным гражданам и избежать возникновения межнациональных конфликтов, что является важнейшим условием формирования психологической безопасности.


  • «Международный волонтерский эко-лагерь «ECO CAMP»

Буякова К.И.

https://idea.asi.ru/improject-46/ideas/935

Международный волонтерский экологический лагерь направлен на привлечение внимания жителей региона к местным и мировым экологическим проблемам. Проект представляет собой организацию лагеря на базе университета, продолжительностью 10-14 дней, участники которого оказывают посильную помощь эко-организациям в снижении остроты местной экологической проблемы. Это возможность для волонтеров стать участником межкультурного молодежного обмена; для местных сообществ – привлечь внимание жителей, органов власти к актуальным проблемам, как местного, так и мирового уровня, а также популяризировать идеи волонтерства, толерантности и осознанного потребления среди населения.


  • «Создание отраслевых межуниверситетских и университетских венчурных фондов – Акселераторов для развития технологических стартапов для рынков НТИ»

Беляков К.О.

https://idea.asi.ru/improject-46/ideas/697

Основа развития любой страны – это, прежде всего, экономическое развитие – как основа для развития всех других составляющих эволюции государства, человека, благосостояния граждан и государства. Необходимо планомерно увеличивать производительность предприятий и увеличивать производительность труда, и, конечно создавать новые высокотехнологичные производства с новыми инновационными продуктами и услугами. Где найти эти новации и точки роста? Там, где встречаются: наука, образование и новые люди. Место это – университеты 2.0 (Гумбольта) и, что много лучше - университеты 3.0-3.+ Чтобы в университетах создавались новые идеи, развивались проектирование и создание новых продуктов – необходима поддержка новаторов, команд и проектов, инвестирование ресурсов в хозяйствующие субъекты экономики. И решением этой задачи может и должно стать создание университетских венчурных фондов в российских университетах. В РФ существует «долина смерти» между грантовой поддержкой проекта и субсидиями и мерами поддержки уже действующего юридического лица по продвижению готовых продуктов; пробел поддержки между уже существующими институтами развития. Необходим институт развития, нацеленный на устранение именно этого «периода» от проекта до продукта. Таким институтом развития должен стать Межуниверситетский или Университетский венчурный фонд-акселератор (МУВФ) – координатор университетских венчурных фондов в российских университетах.


  • «Библиотека креативных индустрий «Penates.Library»

Олисов А.В.

https://idea.asi.ru/improject-46/ideas/1680


  • «Цифровой навигатор человеческого капитала»

Беляков К.О.

https://idea.asi.ru/improject-46/ideas/613

Цифровой навигатор человеческого капитала представляет собой веб-платформу, которая предназначена для эффективной коммуникации между работодателями, образовательными организациями и соискателями. Основная особенность – построение индивидуальных образовательных и карьерных траекторий соискателей под запросы рынка.

 

2. НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА:


  • «Революция Гутенберга 2.0: организация серии хакатонов по использованию технологий дополненной и виртуальной реальности для развития социокультурной сферы (библиотеки, музеи, архивы)»

Васильев А.В.

https://idea.asi.ru/improject-53/ideas/1085


  • «Создание открытой площадки для тестирования биометрических систем идентификации «Национальная российская лаборатория искусственного интеллекта в области видеоидентификации и видеоаналитики»

Беляков К.О.

https://idea.asi.ru/improject-53/ideas/866

Наличие в стране открытого инструмента для создания отечественных алгоритмов и тестирования – это необходимое условие для долгосрочного развития технологий ИИ, систем, основанных на алгоритмах обучения. Предлагаем создать базу данных и знаний – хранилище контента для доступа разработчиков к файлам фото, видео и аудио, собранных и верифицированных с различных источников (публичных камер, корпоративных и ведомственных ресурсов, учреждений министерств, частных организаций)


  • «Программа подготовки строителей бизнеса технологических стартапов»

Маковеева В.В.

https://idea.asi.ru/improject-53/ideas/904


  • «Решение задач компаний реального сектора экономики в рамках молодежных мероприятий»

Головатов М.А.

https://idea.asi.ru/improject-53/ideas/726

Целью предлагаемой идеи является создание сети федеральных молодежных отраслевых технологических конкурсов совместно с компаниями и корпорациями из разных отраслей и разной величины. Решаемые задачи: вовлечение молодежи в инновационную деятельность, развитие компетенций студентов и молодых ученых по взаимодействию с представителями компаний и решения реальных технологических задач компаний; получение компаниями прорывных решений своих задач, не ограниченных рамками традиций отрасли; создание отраслевых сетей экспертов и менторов студенческих команд с использованием ресурсов НТИ, АСИ и других институтов развития.

 

3. НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА:


  • «Зеленый туризм: Умные терренкуры в ботанических садах»

Бутенкова А.Н.

https://idea.asi.ru/improject-48/ideas/940


  • «Социальная миссия университета: региональный туризм для старшего поколения»

Новикова Е.Г.

https://idea.asi.ru/improject-48/ideas/860

 

4. НОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА:


  • «Формирование современной политики занятости с учетом поколенческих различий»

Аранжин В.В. (ИЭМ, аспирант второго года обучения)

https://idea.asi.ru/improject-54/ideas/921

Предложение заключается в разработке (возможно, в апробации) эффективной политики в сфере занятости и механизмов ее реализации, основанной на следующих основных положениях: включение в разработку политики более 20 прямо или косвенно связанных с ней направлений; применение цифровых технологий при разработке и реализации политики в сфере занятости; законодательное закрепление новых форм и видов занятости; разработка и реализация политики в сфере занятости с учетом трудовых ценностей различных поколений; максимальное использование зарубежного опыта с адаптацией под российскую специфику при разработке и реализации политики в сфере занятости. Мы акцентируем внимание на предложение механизмов разработки и реализации эффективной политики в сфере занятости в условиях цифровой трансформации с учетом трудовых ценностей многопоколенных работников на примере Томской области.

 

5. НОВАЯ ГОРОДСКАЯ ПОЛИТИКА:


  • «Инфраструктура для обучающегося города: кампусная модель развития территории (пилотная реализация идеи на примере г. Томска)»

Черникова Д.В.

https://idea.asi.ru/improject-55/ideas/1420

Суть проекта: урбанизированным территориям, чтобы быть конкурентоспособными и благоприятствовать развитию человеческого, потенциала необходимо учиться быстро адаптироваться к изменениям. В обучающемся городе основным драйвером развития становится непрерывный процесс обучения во всех сферах жизнедеятельности, инфраструктура и городская среда создают питательную среду для активизации социально-экономических взаимодействий. С практической точки зрения, суть идеи воплощается в создании распределенной инфраструктуры совместного пользования для университетов и города (информационно-коммуникационный хаб, спортивно-рекреационный кластер, культурно-образовательный креативный кластер и прочее). Так, кампусные объекты становятся якорем для продуктивной экономической кластеризации, а университет вносит вклад в повышение благополучия территории.


  • «Университетская библиотека как центр городского развития»

Васильев А.В.

https://idea.asi.ru/improject-55/ideas/1100


  • «Ландшафтные волонтёры: ландшафтная «перезагрузка» города»

Куровская Л.В.

https://idea.asi.ru/improject-55/ideas/986

Проект направлен на привлечение жителей к улучшению городской среды при поддержке экспертов, власти и бизнеса. Любой желающий может стать ландшафтным волонтёром, выбрать наиболее интересное для него мероприятие проекта (озеленение жилого двора, интерьерное озеленение школ и больниц, инвентаризация деревьев, озеленение пустырей и общественных пространств) и получить поддержку специалистов. Проект не имеет аналогов.

Польза:

  1. Создание экологичной и эстетичной городской среды.

  2. Снижение уровня вандализма.

  3. Устранение социальных барьеров между представителями органов власти, бизнеса и городской общественности через совместную работу над общей задачей гармонизации городской среды.

  4. Повышение качества озеленительных работ.

  5. Компенсация недостатка общения с природой и уровня стресса у городских жителей (особенно в период самоизоляции) за счёт озеленения интерьеров и балконов.


  • «Модули садовой терапии для гармонического развития и здоровья человека в условиях города»

Беляева Татьяна Николаевна

https://idea.asi.ru/improject-55/ideas/929

Проект направлен на создание благоприятной среды обитания человека путем развития рекреационной зоны на базе Сибирского ботанического сада. Наличие большого количества небольших цветущих садиков обеспечивает их шаговую доступность для горожан и особенно актуально для деловой части города, давая возможность уменьшить психоэмоциональную нагрузку на организм, улучшить физическое состояние человека за счет посещения озелененных территорий, обеспечивая значительный терапевтический эффект. В процессе реализации проекта будут созданы модули садовой терапии, отражающие различные стили ландшафтного дизайна, монопосадки ценных декоративных культур, заложена экспозиция «Сенсорного сада». Созданные фитоэкспозиции станут площадкой для самостоятельного творчества, осуществления различных реабилитационных программ по садовой и экологической терапии, проведения экскурсий, в том числе в программе онлайн в период коронавирусных инфекций. 


  • «Разработка методологии и механизма деятельности мобильных парков научной коммуникации на базе университетов»

Муравьев И.В.

https://idea.asi.ru/improject-55/ideas/912?show_block=opinions

Планируется описание состава площадок, разработка сценариев и инструкций, подбор оборудования, вариантов дизайна, систем навигации, разработка интернет-представительства, системы автоматической координации и контроля входа посетителей, программа SMM-маркетинга в социальных сетях. По сути проект – это детальное описание бизнес-модели мобильных Парков научной коммуникации университета с полной и частичной окупаемостью затрат.


  • «Технологии виртуальной реальности в диагностике психовегетативного синдрома»

Попова Е.В.

https://idea.asi.ru/improject-55/ideas/942

Цель проекта – создание ПО (VR) для оперативного получения данных врачами при диагностике психовегетативного синдрома. Междисциплинарная команда позволяет решить проблему неопределенности симптомов заболевания за счет учета медицинских и немедицинских факторов. Проект окажет содействие в решении проблемы снижения качества жизни и временной нетрудоспособности.


  • «Пенаты»

Олисов А.В.

https://idea.asi.ru/improject-55/ideas/1662

 

6. НОВАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОВЕСТКА:


  • «Моделирование будущего молодежного бизнеса в форме самозанятых и ИП на рынках НТИ»

Ложникова А.В.

https://idea.asi.ru/improject-56/ideas/987

Суть проекта: Интеграция нового налогового режима для самозанятых и ИП на рынках НТИ, привлекательных для молодежи (старше 16 лет).  Это "кружковое движение" из действующих рынков НТИ и GameNET, SportNET, другие по версии Форсайт 2.0. Решаемая проблема: в настоящее время государственная финансовая поддержка проектов на рынках НТИ (www.fasie.ru) предназначена только малых и микропредприятий, в то время как самозанятые и ИП лишены её.


  • «Обучение действием: Волонтерские практики студентов в НКО»

Буякова К. И.

https://idea.asi.ru/improject-56/ideas/948

Волонтерские практики направлены на трехстороннее партнерское взаимодействие обучающихся, университета и НКО местного сообщества. Проект представляет собой удобную систему поиска и взаимодействия волонтеров (студентов вузов) и НКО региона в виде онлайн платформы. Платформа включает в себя базу партнерских НКО, среди которых волонтер может найти интересную для него программу волонтерской практики. По окончанию практики волонтер сможет оценить образовательный результат своей волонтерской деятельности в виде компетенций, НКО получит новые практики и заинтересованных волонтеров с актуальными знаниями и навыками, университет – возможность развития сети партнерских НКО и мест профессиональных проб студентов.


  • Конкурс-проект «Лидеры своего дела»

Петелин А.Е.

https://idea.asi.ru/improject-56/ideas/939

Конкурс "Лидеры своего дела" нацелен на поддержку самозанятости населения. Суть его заключается в том, что для поддержки развития собственного бизнеса граждан привлекаются уже работающие в данной сфере опытные эксперты-кураторы. Каждый куратор работает в течение 9 месяцев с 1-3 участниками, пытаясь вывести их бизнес на максимальную прибыль. Процесс наставничества широко освещается в СМИ. Участники получают действующий бизнес, наставники - мощный PR (рекламу), установление личных контактов с участниками конкурса, возможно установление взаимовыгодных договоренностей об оказании смежных услуг, а победители получают денежное вознаграждение.

  • «Образовательная программа для школьников «Проектная академия:StartUp»

Маковеева В.В.

https://idea.asi.ru/improject-56/ideas/872


  • «Программа развития социального предпринимательства в рамках программы Enactus»

Маковеева В.В.

https://idea.asi.ru/improject-56/ideas/945


  • «Мой Персональный Университет. Платформа трансфера человеческого капитала нового промышленного уклада из системы образования в индустрию»

Васильев А.В.

https://idea.asi.ru/improject-56/ideas/920

Суть идеи – в создании платформенного решения, которое существенно расширит возможности трудоустройства для студентов и выпускников университетов, поможет трансформировать высшее образование в ответ на запрос индустрии, станет точкой входа для бизнеса в ниверситет. Платформа объединит потоки данных из Moodle, Uniprofi и HeadHunter и на основе технологий больших данных и машинного обучения будет осуществлять связь работодателей и потенциальных работников - студентов и выпускников, подбирать наиболее подходящие вакансии, формировать целые команды под конкретную задачу. Постоянный мониторинг потребностей бизнеса в кадрах, отслеживание актуальности компетенций, позволит системе высшего образования точнее реагировать на изменения рынка и оперативно адаптировать образовательные программы.


  • «Психолог. Начало»

Найман А.

https://idea.asi.ru/improject-56/ideas/976

Идея заключается в создании базы практики для студентов факультета психологии на основе функционирующей в университете психологической службы. Данная база будет доступна на регулярной основе, а не только на период прохождения практики, предписанной учебным планом. Предполагаются постоянные рабочие места на период обучения в университете, оплачиваемые стажировки для зарубежных студентов и студентов других вузов страны.


  • «Профориентационный проект «Профессия 20.20»

Олисов А.В.

https://idea.asi.ru/improject-56/ideas/1712

 

7. РЕШЕНИЯ ДЛЯ РЕГИОНОВ:


  • «Применение самоактивизирующихся термоиндикаторов – термометок для критичных к условиям хранения продуктов питания наклеивающихся на упаковку или интегрированных в упаковку»

Беляков К.О.

https://idea.asi.ru/improject-57/ideas/1419

"Мы есть то, что мы едим – это верно по отношению к употребляемой пище. Бурное развитие человечества, постоянный дефицит времени - приводят к все большему применению в пищу замороженных продуктов и субпродуктов. Контроль качества и условий хранения и транспортировки в замороженном состоянии – это уже не только вопрос качества питания на Земле, но и технологический вызов к хранению и синтезу из компонентов пищи для длительных экспедиций. Персонифицированное питание в ближайшем будущем поставит вопрос о контроле качества компонентной базы. Важным элементом является применение уже сегодня термометок, позволяющих контролировать условия хранения и перевозки замороженных продуктов эффективно, наглядно и недорого.


  • «Разработка и производство биоразлагаемых в обычных природных условиях полимеров "до исходного углерода"»

Беляков К.О.

https://idea.asi.ru/improject-57/ideas/1417

Весь мир и научное сообщество озабочены поиском альтернативы пластика, который на сегодня стал угрозой существования флоры и фауны Земли. Подобный продукт должен в идеале отвечать нескольким требованиям:

  1. Минимизировать риски для экологии, полностью разлагаться в окружающей среде за приемлемые сроки.

  2. Быть удобным для потребителя, по-прежнему стоить относительно дешево, сохранять весь полезный функционал традиционных пластиковых пакетов.

  3. Нести ощутимую выгоду производителям, когда для его производства не требуется перестройки отлаженных процессов и замены оборудования.

Этим базовым критериям отвечает техническое решение композиционного материала для получения биоразлагаемых пленок и упаковки Инжинирингового химико-технологического центра в рамках проекта GreenBioTech.


  • «Разработка и производство биозащитных полимеров – биоцидных полимеров нового класса»

Беляков К.О.

https://idea.asi.ru/improject-57/ideas/1405

Глобальная ситуация, связанная с распространением пандемии, требует принятия специальных мер по обеспечению безопасности населения. Традиционные фильтрующие-защитные материалы не позволяют обеспечить полную безопасность людей, поскольку материал фильтра является субстратом для развития патогенной микрофлоры во влажной и теплой среде. Глобальная задача: создать биоактивный полимер с защитными свойствами, обеспечивающий человека и окружающие его пространства биоактивной защитной средой. Это необходимо для условий биоагрессивных пространств на Земле (пандемия показала явную уязвимость человечества) под водой и в Космосе, где человеку еще предстоит столкнуться с новыми биоугрозами. Цель проекта: Организовать производство биоцидных полимеров для последующего изготовления медицинских изделий с биозащитными свойствами для рынков.