Искусственный интеллект: топ-тема для топ-вуза. Часть II
22.07.2020

В конце 2019 года в Институте прикладной математики и компьютерных наук (ИПМКН) ТГУ состоялось открытие лаборатории искусственного интеллекта и индустриальной аналитики. Во время встречи с Александром Владимировичем Замятиным, доктором технических наук, директором ИПМКН, речь шла, прежде всего, об искусственном интеллекте. Но мы не смогли не задать несколько вопросов о том, как осуществляется подготовка специалистов, которые в будущем станут работать с технологиями, настолько сильно меняющими нашу жизнь.

– Что сегодня предлагает ИПМКН абитуриентам, к чему нужно готовиться поступающим к вам молодым людям?

– Сейчас мы предлагаем четыре направления в бакалавриате, около десятка программ в магистратуре и программу специалитета. В этом году был проведён очень серьёзный редизайн 20200618-IMG_1308.jpgбакалавриата. Наша основная цель – «настроить» правильный баланс между сильной математической подготовкой и изучением предметных областей, где можно применять эти знания для решения тех или иных задач. В качестве примера можно привести сферу так называемых «цифровых двойников», работая в которой специалист создаёт математическую модель объекта, процесса или явления, воссоздавая его в «цифре» для последующего сопоставления модели с реальностью. Это помогает предсказывать развитие событий на производстве, прогнозировать возможные проблемы с оборудованием или предлагать способы совершенствования технологий. И получается, что человек с математическим «бэкграундом» может стать специалистом, решающим самые современные производственные задачи. При этом он будет крайне востребованным и высокооплачиваемым экспертом.

– Существует представление, что математик – это человек, занимающийся наукой, которому очень сложно адаптироваться в других сферах деятельности, например, в бизнесе или на производстве. Как обстоят дела с трудоустройством ваших выпускников?

– Подавляющее большинство устраивается работать по специальности ещё будучи студентами. Существует значительный «голод» на ранке труда в нише IT- специалистов, тем более там, где требуется математика. Спрос со стороны работодателей пока сильно превышает возможности вузов по выпуску таких профессионалов. Некоторых выпускников мы оставляем в аспирантуре, выбирая тех, кто готов и способен двигаться в направлении научной деятельности.

Часто происходит так, что выпускник-бакалавр ощущает некую свободу выбора жизненного пути, обеспечиваемую дипломом. Он уходит работать, но через какое-то время возвращается с желанием продолжить обучение в аспирантуре, потому что некоторые позиции, например, в секторе RnD, требуют самой высокой квалификации и исследовательских навыков. Условно говоря, бакалавр будет сопровождать и обслуживать чужие проекты, а кандидат наук получит возможность реализовывать собственные идеи.

20200618-IMG_1716.jpgЗдесь уместно вспомнить о таком понятии, как «креативность». Чаще всего оно ассоциируется со сферой искусства. Однако в широком смысле креативность – это способность предлагать нестандартные решения и создавать что-то ранее не существовавшее. Думаю, нет необходимости объяснять, насколько это важно в инженерном деле. Я вообще не вижу большой разницы между созданием оригинальной картины и реализацией оригинального проекта. Настоящая наука - дело исключительно креативных людей. В любой кандидатской или докторской диссертации должна быть научная новизна, то есть, оригинальное авторское, ранее не существовавшее, решение проблемы.

Сегодня молодым людям нужно не бояться осваивать математику для сложных прикладных задач. И тогда они не будут специалистами, сопровождающими технологические процессы, разработанные кем-то ещё, но станут создателями чего-то принципиально нового.

– Почему за математическим образованием нужно идти в ТГУ, а не в технический вуз?

– Что такое классический университет? Это широчайшая палитра направлений подготовки, от программ для философов и психологов до инженерно-технических специальностей. То есть, в отличие от технического вуза, университет обеспечивает студента не однородным окружением, а создаёт разноплановое коммуникативное поле, способное формировать многоплановую, сложную личность. Это происходит за счёт отсутствия жёстких творческих рамок. Конечно, мы обучаем студентов неким стандартам, сегодняшнему технологическому укладу, обращению с техникой, но, вместе с этим, мы обеспечиваем их возможностью узнать, каким образом можно профессионально взаимодействовать со специалистами из других сфер. А этот навык крайне важен в дальнейшей социальной жизни!

Ещё один важный аргумент в пользу классического университета: здесь есть сильные математические школы, которые в вузах с «моноподготовкой», как правило, не имеют возможности так активно развиваться. Например, таких факультетов, как механико-математический, невозможно найти в техническом вузе. А мы, имея фундаментальную математику, занимаемся вопросами её прикладного аспекта, чтобы наши выпускники имели возможность работать и на производстве, и в бизнесе, и, при желании, оставаться в науке.

Редакция блога

˃˃ следующий выпуск блога

˂˂ предыдущий выпуск блога