Возрождая культуру чтения вслух
12.03.2019

Томские и британские студенты ТГУ поделились своими любимыми произведениями

7 марта студенты факультета иностранных языков собрались в лекционном холле Научной библиотеки ТГУ, чтобы возродить угасающую культуру чтения вслух. Участники прочли отрывки из своих любимых произведений русской и английской литературы, наслаждаясь аутентичным звучанием из уст носителей языка.

Организатором и идейным вдохновителем встречи выступила преподаватель ФИЯ Асия Болтовская.

– На организацию публичных чтений меня вдохновила постановка Театра юного зрителя – «Дубровский». Действие начиналось с того, что все актеры читали вслух начало романа. Меня потряс тот эмоциональный эффект, который возник благодаря такому приему, – вспоминает Асия. – При чтении вслух наиболее полно раскрывается текст, возникает чувство сопричастности происходящему, чувство близости и единения с присутствующими. Так как я преподаватель иностранных языков, мне пришла идея организовать что-то подобное для студентов. Ведь чтение вслух, помимо всего прочего, – это отличная языковая практика.

Участники, среди которых были студенты по обмену из университета Бристоля Эд Уилшер, Фрэнсис Талли и Кристина Дакуот, выбрали по два отрывка из любимых произведений художественной литературы – на русском и английском языках. На встрече прозвучали оригинальные фрагменты из романов Агаты Кристи и Джерома Сэлинджера, Ивана Гончарова, Евгения Замятина, Рея Брэдбери, Джона Р. Р. Толкина и других.

DSC_8815.jpg

– Хорошей практикой для британских студентов стало чтение на русском языке. Привычные для русскоговорящего читателя слова оказались трудными для иностранцев. Особую сложность, как оказалось, вызывают ударения, – отметила Асия Болтовская. – Вместе с тем уровень студентов ТГУ Виктории Семеновой, Анны Ханановой, Алины Радаевой, Авинаша Кумара, Дарьи Новоселовой и Натальи Захарчук иностранные студенты оценили очень высоко.

DSC_8779.jpg

Главная трудность, с которой столкнулись чтецы, – использование выразительных средств устной речи. Одна из слушательниц, доцент кафедры английской филологии Ирина Темникова отметила, что несмотря на фонетически правильное произношение, участники не всегда использовали все возможности своего голоса. Художественное чтение – это отдельный навык, развитие которого требует комплексного подхода и постоянных тренировок.

Совместное чтение вслух стало поводом для участников получше узнать друг друга, ведь выбор произведения многое говорит о характере и интересах человека, которые не всегда очевидны в обстановке учебной аудитории.

Всемирный день чтения вслух отмечается 1 февраля. Этот день напоминает людям о том, что чтение вслух – полезная привычка, которая развивает речь. В 21 веке, чтение вслух преимущественно воспринимается как анахронизм, однако это уникальный инструмент создания эмоциональных связей между людьми, который нужно сохранить.

Анастасия Куликова.