Томск – город УМНИКОВ
16.07.2020

На сайте ТГУ регулярно появляется информация об очередном конкурсе в рамках Всероссийской программы поддержки молодых учёных «УМНИК», реализуемой Фондом содействия инновациям. Линейка конкурсов имеет несколько основных направлений: цифровые технологии; медицина и технологии здоровьесбережения; новые материалы и химические технологии; новые приборы и интеллектуальные производственные технологии; биотехнологии и ресурсосберегающая энергетика.

Тесное сотрудничество Фонда содействия инновациям (ФСИ) с нашим городом началось ещё в 2004 году, когда оба этих коллективных субъекта выступили инициаторами программы «Старт-Томск 400». Сотрудничество проявилось и в софинансировании администрациями города и области проектов, поддержанных фондом. Это был первый в стране прецедент, когда региональная и муниципальная власть на деле, а не только на словах, подтвердили заинтересованность в успехе инновационного малого бизнеса.

Отчасти благодаря этой инициативности Томская область была выбрана в качестве пилотной площадки для пробного запуска программы «УМНИК» в 2006 году. После её успеха в томском научно-образовательном комплексе она была запущена в 2007 году уже во всех регионах присутствия Фонда. Программа помогает стартапам на ранних стадиях развития, становясь площадкой внедрения в жизнь нового плана: выявлять и поддерживать молодых учёных, помогая превратить их научные открытия и разработки в полноценный бизнес. 

Студенты, магистранты и аспиранты Томска при поддержке своих вузов активно включились в борьбу за право стать УМНИКами и получить финансирование на реализацию своей идеи. Так, уже в 2008 году, на закрытии форума «Innovus» во Дворце Спорта и зрелищ, генеральным директором Фонда содействия инновациям С.Г. Поляковым и основателем Фонда И.М. Бортником в присутствии гостей форума и 2,5 тысяч студентов были вручены сразу 100 сертификатов томским победителям «УМНИКа-2008». С тех пор многое изменилось: расширился формат программы «УМНИК», появились новые конкурсы, такие, как, например, «УМНИК-НТИ», «УМНИК-Цифровая Россия» и многие, многие другие. На старте конкурса «УМНИК-НТИ» в нём участвовали 24 томича, включая 17 представителей ТГУ, из которых 14 стали умниками-НТИ. В рамках программы поддержано по России уже более 20 000 талантливых молодых учёных, 846 из которых – томские студенты и начинающие исследователи.

DSC_9377.jpg

Что же даёт им участие в «УМНИКе»? Представитель ФСИ в Томской области, директор Томского консорциума Григорий Казьмин отвечает на этот вопрос так:

– Программа “УМНИК” – это, прежде всего, катализатор раскрытия способностей молодых людей, инструмент самореализации. При этом молодой человек сам формулирует свою идею, составляет техническое задание на выполнение задуманной научно-исследовательской работы (НИР), отвечает за результат и соблюдение сроков. Следует отметить, что инновационный пояс успешных малых компаний, окружающих ТГУ, как правило, создан бывшими УМНИКами, которые еще на студенческой скамье «присмотрелись» к той или иной из многочисленных научных школ ТГУ.

Критерии, по которым оценивается заявка, – это, прежде всего, научно-технический уровень продукта, лежащего в основе проекта; перспективы коммерциализации проекта и квалификация заявителя. Сам заявитель должен быть в возрасте от 18 до 30 лет, иметь российское гражданство и не иметь действующих контрактов с ФСИ. Грант в сумме 500 тысяч рублей, предусмотренный в рамках договора с УМНИКом, поступает на личный счет победителя для выполнения НИР в течение 2-х лет. Победитель отчитывается только результатами выполненной работы, не предоставляя никаких других бухгалтерских и финансовых отчетов. Он может «нанять» себе помощников, а может выполнять работу самостоятельно.

DSC_9655.jpg

Опыт показывает, что чаще всего ситуация складывается следующим образом: важную роль в поиске идеи и «заражении» ею начинающего исследователя играет научный руководитель. Именно он может найти перспективного студента, мотивировать его на работу в своей группе и поддерживать соответствующую атмосферу внутри неё. Такой метод привлечения молодёжи в программу привёл к образованию не просто рабочих групп, а целых школ УМНИКов на базе университетов.

Если говорить о ТГУ, то здесь явно прослеживается несколько подходов к работе научных руководителей с молодыми исследователями.

Один из подходов – поиск талантливых ребят на 2-3 курсах, совместная работа на определённую «заданную» тематику, накопление результатов научной деятельности и, как логичный итог, подача заявки на конкурс «УМНИК» по окончании бакалавриата. Так выстраивает взаимодействие со своей командой подопечных, часть которых становится «умниками», доктор физико-математических наук, профессор Александр Борисович Ворожцов. Об этом было рассказано в одном из выпусков блога «Наука и жизнь в ТГУ». В данной школе работают принципы преемственности, взаимной поддержки и непосредственного участия научного руководителя. Последнее – чрезвычайно важно, ведь это даёт молодому человеку ощущение уверенности, что в случае возникновения проблем он может обратиться к опыту и авторитету руководителя, а не остаться с ними наедине. Позитивная психологическая атмосфера и пример старших коллег в группе, а также их успех, поддерживают мотивацию и придают силы в моменты, когда нужно начинать всё сначала из-за неудовлетворительных результатов на том или ином этапе. Получив поддержку от «УМНИКа», молодой учёный чувствует себя победителем и готов вкладывать все силы в то, чтобы свою теоретическую работу превращать в прикладные технологии, что, в конечном итоге, должно привести к созданию коммерческой компании.

Другой вариант работы научного руководителя со своими подопечными использует директор ИХТЦ, доктор химических наук Алексей Сергеевич Князев. Он принимает в свою команду «умников», чья тематика «ложится» в тематику партнёрства с индустриальными компаниями. Иными словами, научные разработки, предлагаемые «умниками», должны быть востребованы на рынке и являться предметом хоздоговоров. Условия нетривиальны: итоги работы (авторские права) передаются индустриальному партнёру вместе с её автором-«умником», который, будучи квалифицированным, хорошо подготовленным экспертом «в теме», становится руководителем работы с продуктом своей научной деятельности уже на производстве.

577a0815.jpg

Ещё один подход можно проследить в школе, основателем которой стал доктор физико-математических наук, профессор Олег Петрович Толбанов. К сожалению, в настоящее время она приостановила «выпуск умников» в связи с объективными обстоятельствами. Но форма работы с её участниками была чрезвычайно интересной и эффективной: молодые люди, получившие поддержку от Фонда, принимались научным руководителем на работу и получали заработную плату в размере, соответствующем размеру стипендии от программы. То есть, на два года «умник» получал не 500 000, а 1 000 000 рублей.

Таким образом, можно сделать вывод: роль научного руководителя при подготовке и во время участия в программе «УМНИК» является ключевой. Он выбирает формы мотивации и поддержки молодых учёных, а также создает атмосферу сотворчества для профессионального роста.

Кроме того, руководитель раздвигает рамки, очень часто ограничивающие креативность, столь необходимую в работе настоящего исследователя. Например, он может выявить скрытый потенциал предлагаемой ФСИ темы. В этом году организаторы столкнулись с неожиданной проблемой: в конце мая, подводя итоги весеннего конкурса «УМНИК – Цифровая Россия», они обнаружили неожиданно низкое количество поданных заявок – 45 предложений от молодых учёных с территории от Урала до Дальнего Востока. Проанализировав ситуацию, представители ФСИ выяснили, что потенциальные участники восприняли тему, как приглашение исключительно для исследователей в сфере IT! На самом же деле, цифровое моделирование и вообще цифровые методы и продукты научных исследований – составляющая почти каждого исследовательского проекта, так как общим контекстом для всех видов деятельности, включая науку и бизнес, сегодня является ЦИФРОВАЯ экономика.

В данный момент идёт приём заявок на несколько конкурсов: «УМНИК – Цифровая Россия», «УМНИК Электроника» и другие. Хочется надеяться, что как можно больше молодых исследователей России найдут точки пересечения этих тем со своими научными интересами, ведь конкуренция – гарантия высокого качества будущих проектов.

Редакция блога «Наука и жизнь в ТГУ»