Проект ФсФ стал бронзовым призером на всероссийском форуме «Наставник»
01.03.2018

Команда кафедры социальной работы философского факультета ТГУ стала бронзовым призером конкурса на первом всероссийском форуме «Наставник». Проект некоммерческой организации «Ресурсный центр «Согласие», который она представила, оказывает поддержку трудным подросткам.

Проект «Использование технологии наставничества в сопровождении подростков, находящихся в конфликте с окружением и законом» на конкурсе защищали доцент ФсФ Юлия Пучкина, магистрантка Ольга Березина и студентка Анастасия Власкина.

– Наставничество осуществляется по принципу «равный равному». У подростка появляется старший товарищ, задача которого – стать значимым взрослым, то есть таким человеком в жизни ребенка, к советам и мнению которого он прислушивается. Человеком, к которому ребенок может обратиться в трудный момент своей жизни, да и просто поделиться тем, как у него прошел день – рассказала магистрантка ФсФ, менеджер АНО РЦ «Согласие» Ольга Березина.

участники_gor.jpg

Приз за третье место в номинации «Наставничество в социальной сфере» Ольга Березина получила из рук министра социального развития РФ Максима Топилина. Практика наших студентов и преподавателей была отмечена наряду с двумя другими крупными и опытными организациями из Москвы.

– Наше третье место в номинации «Наставничество в социальной сфере» действительно можно расценивать как победу, потому что наряду с нами наградили две ведущие московские организации, одна из них оказывает поддержку детям на протяжении 15 лет. Для нас эта победа означает, что мы движемся в верном направлении, а значит, не можем останавливаться, – отметила Ольга.

Наставниками проекта являются студенты-волонтеры, преимущественно профиля «социальная работа», но «Согласие» старается привлекать студентов и других специальностей – организация работы с молодежью, психология, юриспруденция. Их подопечными становятся ребята, состоящие на внутришкольном учете, на учете в подразделении по делам несовершеннолетних (ПДН) и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП), а также дети, которые не могут выстроить гармоничные, неконфликтные отношения со сверстниками или внутри своей семьи.

Один из ключевых этапов работы волонтеров – знакомство с ребенком и поддержание с ним теплых отношений. Наставник вместе со своим подопечным посещает различные культурно-досуговые, спортивные мероприятия: каток, кино, театр, скалодром, батутный центр, городские праздники. Неважно, что это за место или событие, главное, чтобы подросток испытал вместе со своим наставником радость и бурю позитивных эмоций, потому что именно это и становится основным сближающим фактором, без которого дальнейшая работа может оказаться бесполезной и не принести своих плодов.

– Мы устраиваем совместные праздники: отмечаем Новый год, дни рождения, недавно поздравили мальчиков с 23 февраля. Но за организацией веселья не забываем, что важной задачей наставника является на собственном примере показывать ребенку что хорошо и чем здорово заниматься. Так со своими ребятами мы посещаем благотворительные мероприятия, а также участвуем в конкурсе «Снежная вахта», – рассказала Ольга Березина.

Когда у подростков есть проблемы с родителями или сверстниками, специалисты «Согласия» проводят восстановительную медиацию, круг сообщества или семейный совет, где при помощи третьей, нейтральной, стороны участники конфликта стараются выработать приемлемые решения этого конфликта.

Ольге всегда была интересна работа с трудными подростками, два года назад она пришла в проект в качестве специалиста по социальной работе. Сейчас у нее на сопровождении два подростка:

– Наставничество – это своего рода взаимообмен. Нельзя сказать, что мы учим или тем более поучаем своего подопечного, мы скорее взаимообучаемся друг от друга. Для многих людей важно, что подумают о нем другие, что скажут, как воспримут. Для меня важно, что обо мне подумают мои ребята и смогу ли я дать им столько внимания, сколько им необходимо.

участники2.jpg

В работе форума также приняли участие сотрудники НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ с проектом тьюторского центра для студентов университета. Руководитель лаборатории индивидуализации и тьюторства профессор, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации Татьяна Ковалева, координатор тьюторского центра ТГУ, доцент ИЭМ Наталья Гулиус и руководитель проекта «Педагогический десант» Елена Попова работали на дискуссионной площадке «Тьюторство как один из видов современного наставничества» и в проблемной лаборатории «Этика, доверие и ответственность в наставничестве».

На конкурс «Лучшие практики наставничества», который проводился в рамках форума «Наставник», поступило 4186 заявок из всех 85 регионов. Организатор форума – Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ).
Организация «Согласие» три года осуществляет сопровождение детей, находящихся в конфликте с окружением и законом, и их семей. Руководят этой практикой преподаватели кафедры социальной работы ФсФ (координатор проекта – доцент Юлия Пучкина), наставниками подростков становятся студенты, которые приобретают таким образом профессиональный и жизненный опыт.