Почему счастливые люди успешнее
19.06.2019

Исполнительный директор, руководитель службы маркетинга и развития бизнеса компании PwC Светлана Миронюк рассказала в ИЭМ о личном и групповом социальном капитале. Она отметила, что социальный капитал влияет на выбор лучших карьерных сценариев и уровень счастья, а также на состояние здоровья и продолжительность жизни.

Мировой эксперт выступила с открытой лекцией в рамках визита в Институт экономики и менеджмента ТГУ, где она принимала участие в заседании Попечительского совета. 

DSC_0238_новый размер.jpg

В ответ на вопрос «Сколько денег вам нужно, чтобы чувствовать себя успешным/ счастливым?» из зала прозвучали разные цифры – от 1 млн 200 тысяч рублей в год до 24 миллионов. Светлана пояснила, что по этому поводу было проведено исследование, которое показало предел маржинального роста удовлетворенности – $ 75 000 в год. Это можно назвать некой мировой «точкой счастья». После достижения этого предела рост эмоциональной отдачи уменьшается, в то время как удовлетворенность качеством жизни продолжает увеличиваться. 

– Чем выше уровень дохода в семье, тем меньше каждый следующий заработанный доллар снижает негативные эмоции. Отдача исчезает приблизительно после $ 200 000, – отметила спикер. 

Почему же после «точки счастья» дальнейший рост зарплаты приводит к снижению уровня удовлетворенности жизнью и благосостоянием? По мнению Светланы, люди начинают себя сравнивать с другими, начинают заботиться о своем социальном статусе, а это ведет к росту тревожности, у человека остается меньше свободного времени, больших рабочих обязанностей и ответственности – побочные эффекты высоких доходов.

Светлана привела пример самого длинного психологического исследования в истории – Гарвардского эксперимента. На протяжении почти 80 лет отслеживалось состояние разных по социальному положению групп людей, всего было около 700 участников.

После тестирования данных двух групп (образцов крови, сканирования мозга и др.) мета-анализ показал, что у людей с более сильными социальными связями на 50% выше вероятность прожить дольше, чем у людей со слабыми связями. Проще говоря, если у вас хорошие и доверительные отношения с людьми, ваши шансы на продолжительную жизнь увеличиваются. Поэтому почти всё в жизни зависит от того, кто находится рядом с вами и как эти люди поддерживают вас.

Говоря о социальном капитале в группах и организациях, эксперт подчеркнула, что в государстве, бизнесе, НКО, искусстве или армии люди организованы формально или неформально. Вместе формальные и неформальные связи формируют сетевую социальную ткань вокруг нас. Что интересно, в команде могут быть собраны самые разные специалисты, но эффективность ее работы будет зависеть только от следующих факторов: 

  • Психологическая безопасность

  • Взаимозависимость: в какой степени работа в группе помогает достижению задачи в поставленные сроки

  • Ясность ролей в группе и структура ответственности в команде

  • Значимость работы (meaning) – понимают ли сотрудники значимость своей работы

  • Влияние на компанию (impact) – понимает ли компания значимость работы над проектом команды. 

Также, по мнению Светланы, человек, находящийся в команде, подвержен «групповым эффектам»: «эффекту социальной лени», когда увеличение количество участников команды не приводит к повышению результата; «эффекту хипстера», когда чем-либо непохожие на других (например, по внешности) люди действуют примерно одинаково; «эффекту принадлежности к группе», когда человек в группе будет действовать по ее законам. Ярким примером стало видео про условный пожар, начинающийся в комнате для занятий, и разные реакции людей на валящий из-за двери дым: когда человек был в помещении один, он реагировал на ситуацию уже через несколько минут. Когда к нему присоединялась группа и не предпринимала никаких действий (другие участники были предупреждены об эксперименте), человек бездействовал до 20 минут. Такое промедление крайне опасно в реальной ситуации пожара.

В заключение Светлана Миронюк резюмировала некоторые важные моменты: 

  • Молодые и пожилые имеют более тонкий социальный капитал, чем люди среднего возраста. В 30–69 лет социальный капитал выше, чем у других.

  • Личный капитал больше, чем онлайн.

  • Этнических различий в социальном капитале нет.

  • У либералов он больше, чем у консерваторов.

  • В больших городах социальный капитал значительнее.

  • Чем выше образование, тем больше социальный капитал.