«Пенаты» станут для Томска «родными»
21.12.2020

Турбулентный 2020-й оказался урожайным не только на новые вызовы, но и на неординарные решения и проекты. Многие из них стали результатом обращения к локальным ресурсам и возможностям. Именно в этот непростой период в Томске появилось первое по-настоящему масштабное пространство для взаимодействия представителей творческих индустрий – креативный кластер «Пенаты». Виктор Клименко, директор НОЦ «Сибирский центр дизайна» НИ ТГУ (коротко – Сибирский центр дизайна или СЦД), инициатор и идейный вдохновитель проекта, рассказал о том, зачем «Пенаты» нужны Томску и как креативный кластер может изменить культурный, экономический и социальный ландшафты нашего региона.

Виктор Клименко.jpg

– Что такое креативный кластер?

– Однозначного ответа на этот вопрос нет. Сущность креативного кластера всегда локально обусловлена, она зависит от географических и культурных реалий конкретного города и региона. В любом случае, это некая физически определенная территория – общедоступная, открытая для предпринимательской деятельности; это «точка притяжения» для создателей и потребителей творческого, образовательного, рекреационного и иных видов контента. Наиболее яркие примеры креативных пространств в странах Европы – Tea Building в Лондоне, Kaapelitehdas и Korjaamo в Хельсинки, Melkweg в Амстердаме, Superstudio в Милане, а также «Винзавод» и «Флакон» в Москве. Каждое из них обладает своим уникальным «духом места», архитектурным обликом, идейным и событийным наполнением.

В современной России пока нет единого института, объединяющего представителей креативных индустрий. И одной из рабочих задач Сибирского центра дизайна стало как раз такое объединение в региональном масштабе. За два года существования мы запустили 14 стартапов, тем самым опробовав модель креативного кластера здесь, на сибирской земле.

Однако с такими темпами роста возникла очевидная потребность в новой, более вместительной площадке: мы стали искать помещение, превышающее территорию СЦД примерно вдвое. Так, в нашем поле зрения оказалось здание по адресу Войкова, 8 – старинная усадьба сибирского купца Родюкова, органично сочетающая масштабность и «дух предпринимательства». Отмечу, правда, что территория в пять тысяч квадратных метров оказалась явно больше, чем мы первоначально рассчитывали освоить, но мы решили рискнуть.

Войкова.jpg

– Почему Томску нужен креативный кластер и вообще нужен ли?

– Томск – молодёжный город, а именно молодёжь представляет собой самый творческий, ищущий, открытый всему новому слой общества. Именно молодые творцы и экспериментаторы становятся активными создателями и потребителями продуктов и услуг креативной экономики. При этом за, казалось бы, туманным термином «креативная экономика» стоят вполне конкретные цифры: согласно опубликованному в начале 2019 года отчету Конференции ООН по торговле и развитию, объем креативного сектора мирового рынка с 2002 по 2015 год вырос больше, чем в 2 раза. По данным агентства «Ernst & Young», на долю креативных индустрий сегодня приходится 3% мирового ВВП. По прогнозам Центра стратегических разработок «Северо-Запад», к 2025 году доля креативных индустрий только в российском ВВП может составить 10%.

В мировой практике креативные индустрии – это инструмент регионального развития. Поэтому на вопрос о смысле создания креативного кластера в Томске можно ответить коротко: это местная «точка роста»; это деньги и рабочие места как для жителей Томска и Томской области, так и для гостей региона.

«Пенаты», вполне очевидно, смогут способствовать развитию туристического потенциала, став дополнительной достопримечательностью и местом, куда будет интересно заглянуть гостям города.

Креативный кластер – это и новые возможности для вузов города в плане организации образовательной и научной деятельности. Ведь, согласитесь, при всём уважении, большинство пространств российских университетов, сегодня не приспособлены для «прокачки» креативных навыков. И речь не только о дизайне помещений, которые изначально не вдохновляют на полёт фантазии, но и о том, что значимая часть проектов, реализуемых в стенах вузов, может и должна быть результатом сотрудничества представителей разных сфер науки и образования. Кластер, будучи «нейтральной территорией», поможет добиться синергетического эффекта за счёт слаженной работы междисциплинарных команд. Представить это можно так: сидят психолог, филолог, технарь, пьют кофе, и им приходит в голову какая-то интересная идея, которая может превратиться в стартап. Такая модель уже отработана на базе Сибирского центра дизайна, на территории которого такие встречи случаются регулярно, порождая немалое количество как стартапов, так и междисциплинарных научных проектов в Томске и за его пределами.

трое.jpg

– Известно, что «как корабль назовёшь, так он и поплывёт». Почему «Пенаты»?

– Опыт показывает, что томичи очень серьёзно относятся к своей истории, и любая ирония, попытка «поиграть» с историческими фактами могут вызвать непонимание. Поэтому мы с Еленой Прислоновой, дизайнером-архитектором СЦД, придумали нейтральное и достаточно однозначное название «Пенаты». В древнеримской мифологии Пенаты – боги-покровители и хранители домашнего очага. Часто их изображают в виде атлантов, поддерживающих каминную полку. В русском языке есть устойчивое выражение «родные пенаты», обозначающее место, куда хочется возвращаться. А ведь это больной вопрос для Томска: большинство томичей, «вырывающихся» в «столицы», в принципе, рвут связи с городом, где они родились или учились.

К сожалению или к счастью, Томск – город вечной молодости и, как следствие, вечной миграции. И было бы здорово, если бы у уехавших и добившихся успеха было желание вернуться сюда если не насовсем, то с какими-то проектами. Но для этого нужна некая «точка притяжения», «место сборки», которым и призван стать креативный кластер «Пенаты».

– Сможет ли такой кластер остановить «утечку» талантливых людей?

– Он обеспечит их условиями, которые помогут им, оставаясь в Томске, находить партнёров по всему миру и заключать с ними контракты. Кластер позволит почувствовать и понять, что и в Томске можно жить интересно и совершенно необязательно для этого куда-то мигрировать. Множество томичей, перебирающихся в Москву, называют причиной переезда тот факт, что в столице больше возможностей для самореализации. Однако, переехав, они часто вынуждены жить в менее комфортных и более стесненных условиях, чем в Томске. Иными словами, зарабатывая больше, они могут позволить себе меньше. «Пенаты» помогут своим резидентам встретить партнёров и наставников, помощь которых выведет идеи и проекты на глобальный уровень, позволив не отрываться от родного региона. Конечно, в больших городах есть креативные пространства, но они, в основном, выполняют функции коворкингов, арт-маркетов, мастерских, выставочных и эвент-залов. «Пенаты» же станут и местом для творческой самореализации, и бизнес-инкубатором, и образовательной площадкой.

динозавр.jpg

Будет ли меняться внутренне устройство помещений на Войкова, 8?

– Здание на Войкова, 8 является историческим памятником. Оно было в руках одного собственника достаточно долго, около 12 лет. При этом, по большому счёту, в нём не проводилось никаких работ по благоустройству.

Что касается внутреннего устройства, то за советский период его уже меняли, минимум, дважды. Некоторые изменения, изначально предполагаемые как временные, стали постоянными. Мы планировали сразу приступить к дизайн-проекту, рассчитывая, что сможем его оперативно реализовать, однако достаточно быстро поняли, что сначала нужно разобраться с проектной документацией. Вопрос о внутренних изменениях в архитектурных памятниках очень непростой.

– Существует устойчивое мнение о том, что в исторических зданиях можно создавать только музеи. Что вы думаете по этому поводу?

– То, что мы делаем на Войкова, называется «редевелопментом» или новой организацией пространства, его новым прочтением. Повторюсь: за годы советской власти там мало что осталось от наследия. Мы же стремимся не просто сохранить, но максимально подчеркнуть историческую значимость здания. Например, в одном из помещений под гипсокартоном мы обнаружили потрясающую кирпичную кладку. Конечно, она не будет замурована вновь и точно станет частью обновленного внутреннего пространства. Однако наравне с этим невозможно считать историческим наследием, к примеру, прогнившие деревянные перекрытия.

– Изменится ли как-то жизнь Ленинского района Томска после появления в нём креативного кластера?

– Наше пространство хорошо тем, что оно находится не на проспекте Ленина, а чуть дальше от центра. «Пенаты» располагаются около Речвокзала. Наличие на территории района такого активного пространства повысит стоимость недвижимости, в частности, квартир; сделает его притягательным местом для крупного и малого бизнеса. Иными словами, изменится экономический ландшафт территории. С точки зрения логистики появление новых резидентов приведёт к дальнейшему благоустройству района, что, в свою очередь, преобразит и социальный ландшафт. Хочется верить, что в итоге всё это приведёт к тому, что не только проспект Ленина будет считаться центром, но и его продолжение на улице Войкова.

Чтобы креативные индустрии развивались, необходимо некое «место силы», которое позволило бы творчески ориентированным предпринимателям собираться, общаться, создавать общие проекты. Что важно: это должно быть реальное пространство – живое, потенциально притягательное место – не просто очередной «муравейник» для арендаторов, а место с историей и некой «устремленностью в будущее»; место, куда эти люди могут прийти, чему-то научиться, что-то создать. Его наличие очень важно, поскольку в Томске явно ощущается потребность в формировании креативного сообщества. Такой вывод можно сделать, наблюдая за ростом общественного интереса к мероприятиям Томского краеведческого и художественного музеев, эвентам формата TEDx («PechaKucha», «Fuckup Nights», «Ladies, Wine & Design» и другим).

печакуча.jpg

– Соотносятся ли «Пенаты» с проектом «Большой университет», который сейчас у многих на слуху, и если да, то как именно?

– Сибирский центр дизайна как оператор пространства «Пенаты» – это структурное подразделение ТГУ, и в этом контексте «Пенаты» станут органичной частью образовательного кластера «Большой университет».

– Каким вы видите «Пенаты» через, скажем, лет пять?

– Сейчас мы живем в условиях такой неопределенности, что какие-либо точные прогнозы сделать не представляется возможным. Мне не хотелось бы самому определять, чем станут «Пенаты». Креативные пространства – это всегда история самостийная и самобытная, формирующаяся активными участниками происходящих в них процессов.

Сегодня пространство уже живёт активной жизнью, несмотря на депрессивные внешние условия: осуществляются и развиваются совместные проекты лабораторий СЦД, проходят фотосъемки, идут отгрузки продукции берестяного цеха в Европу. Ведутся переговоры с рядом потенциальных резидентов, которые хотят к нам присоединиться и верят в то, что проект состоится.

береста.jpg

Очевидная, но не всегда реализуемая на практике, истина: успех любого дела зависит от команды. К счастью, наша команда – само воплощение молодости и креативности в лице руководителей лабораторий и проектов СЦД Анны Лычагиной, Владимира Промахова, Светланы Кравчук, Константина Олехновича, Дарьи Андреевой, Валерии Завражновой и многих других. И список этот растет: к нам присоединяются представители креативных индустрий не только из Томска, но и из других регионов и даже стран. Мы приглашаем горожан к активному участию и «обживанию» пространства «Пенаты», только так они станут по-настоящему «родными». Вместе с такими проектами будет расти и город, притягивая новые силы, предлагая новые рабочие места и всё чётче обозначая себя в мировом экономическом и креативном пространстве.