Основы доверия
09.11.2018

1 ноября в Томском государственном университете состоялся информационный семинар «Развитие экспорта образования: российско-китайская аккредитация». Его поведение связано с актуализацией государственной политики в области внешней независимой оценки качества образования и реализацией приоритетного проекта Минобрнауки РФ «Экспорт образования» (2017-2025), участие в котором принимают 39 российских вузов, в том числе ТГУ.

Семинар организовали Национальный центр профессионально-общественной аккредитации совместно с Центром по оценке высшего образования Министерства образования КНР и Центром профессионально-общественной и международной аккредитации ТГУ.

Спикерами стали генеральный директор Центра по оценке высшего образования Министерства образования КНР, профессор Фан Вэй и директор Национального центра профессионально-общественной аккредитации, профессор Владимир Наводнов.

577A2479_новый размер.JPG

В своем выступлении госпожа Фан Вэй отметила растущее число китайских студентов в России (32 485 чел. на текущий момент) и рост привлекательности вузов КНР для российских абитуриентов (19 751 чел.), и заявила о том, что правительство КНР намерено укреплять образовательное сотрудничество со странами, которые лежат на «новом Шелковом пути»:

– «Один пояс, один путь» – китайская инициатива по созданию глобальной транспортной и инвестиционной инфраструктуры, и в России в том числе.

Важным условием для дальнейшего развития двухсторонних академических обменов она назвала изучение русского языка китайскими студентами и китайского языка студентами из России. Для нее является абсолютно естественным, что китайский студент во Франции обучается на французском, в США – на английском, и она не видит причин, почему в России должно происходить иначе.

Госпожа Фан рассказала о государственной системе по контролю качества высшего образования в Китае, обозначив основные требования, предъявляемые к образовательным программам:

  • учет требований всех заинтересованных сторон;

  • студентоцентрированное обучение;

  • руководство стандартами;

  • документальное подтверждение достижения качественных показателей;

  • постоянное улучшение качества образования.

Владимир Наводнов обратил внимание слушателей на направленность процедуры совместной международной профессионально-общественной аккредитации и подчеркнул важность в обеспечении гарантий качества образования в глазах работодателей и иностранных студентов:

– Доверие к образовательной программе усиливается, если аккредитацию организует независимое агентство, входящее в международные реестры, и в оценке качества принимают участие представители работодателей, академического сообщества и студенчества.

Эксперты отметили, что прохождение вузами международной и профессионально-общественной аккредитации учитывается при распределении контрольных цифр приема, выступает как требование по реализации механизма внешней оценки качества образования (ФГОС 3++) и программ развития ФУ и НИУ. Результаты аккредитации отображаются в российском и европейском реестрах аккредитованных программ (EQAR) и могут влиять на позиции вуза в мировых рейтингах (QS, ARWU и других).

В семинаре приняли участие 32 представителя вузов Томска – проректоры, заместители деканов по учебной работе и специалисты учебных управлений. В режиме вебинара работали 30 представителей 17 вузов Урала, Западной и Восточной Сибири: это Иркутский национальный технический университет, Забайкальский, Иркутский, Бурятский, Нижневартовский, Югорский, Тюменский, Южно-Уральский госуниверситеты, Уральский государственный медицинский университет, Алтайский государственный технический университет, Красноярский государственный аграрный университет и другие.

Национальный центр профессионально-общественной аккредитации (Нацаккредцентр) является автономной некоммерческой организацией, основанной в 2009 году Гильдией экспертов в сфере профессионального образования. Нацаккредцентр является лидирующим агентством России по количеству аккредитованных образовательных программ, в том числе по международным стандартам. Он зарегистрирован в Европейском реестре гарантии качества образования (EQAR), активно работает на международном уровне и является полноправным членом Сети агентств гарантии качества в высшем образовании стран Центральной и Восточной Европы (CEE Network), Азиатско-Тихоокеанской сети гарантии качества (APQN), Международной обсерватории по академическому ранжированию и превосходству (IREG), Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA), Международной сети агентств гарантии качества в высшем образовании (INQAAHE).