«Очень важно ощущать поддержку»
06.12.2019

Студентка ФилФ выиграла конкурс стажировок «Магистры русского языка»

Студентка ФилФ ТГУ Юлия Рудикова вошла в число победителей конкурса «Магистры русского языка» для магистров и аспирантов, обучающихся по программам преподавания русского языка как иностранного, филологов и учителей русского языка. Победа даст ей возможность пройти стажировку за рубежом на базе представительства Россотрудничества.

Юлия Рудикова учится на втором курсе магистратуры филологического факультета по программе «Русский язык как иностранный» и преподает русский язык магистрантам ФИПН, среди которых представители Китая, Лаоса, Индонезии, Эквадора, Пуэрто-Рико, Германии, Конго-Браззавиля, Турции и Узбекистана.

Юлия Рудикова ФилФ.jpg

– Юлия, почему вы решили преподавать русский язык?

– Поступление в магистратуру было осознанным решением. После окончания университета я некоторое время работала по специальности «Лингвист, переводчик», но вскоре начала преподавать английский и французский и поняла, что преподавание – это моё. Я радовалась успехам своих учеников. Решила, что нужно и дальше двигаться в этом направлении, и поступила в магистратуру ТГУ на программу «Русский язык как иностранный».

– Что повлияло на ваше решение принять участие в конкурсе?

– Изначально конкурс «Магистры русского языка» был для меня очередной возможностью выйти из зоны комфорта, сделать то, чего я раньше никогда не делала. Как гласит известная русская пословица: «Под лежачий камень вода не течёт». Я убеждена, что нужно всегда расширять свои горизонты и пробовать новое. Даже если не получится – в любом случае это будет ценный опыт. Путь к успеху никогда не бывает прост, но на этом пути нельзя останавливаться. Только двигаясь вперёд, можно в конце концов достичь того, чего раньше и представить не мог.

– Как изначально оценивали свои шансы на победу?

– Конечно, я понимала, что конкуренция будет очень высокой, ведь в нашей стране так много достойных, умных и талантливых людей. Мне было интересно узнать, смогу ли я на данном жизненном этапе на равных соперничать с лучшими. Для себя я решила: каждое конкурсное задание буду выполнять максимально хорошо, чтобы мне было не стыдно за результат, чтобы я имела возможность сказать себе в конце: «Я сделала всё, что могла». В глубине души я, как и все участники, хотела победить, но старалась не думать о победе или поражении, просто прилагала максимум усилий.

– Что, на ваш взгляд, стало решающим?

–Мне очень повезло, что рядом со мной оказалось много людей, готовых поддержать меня. В первую очередь, это моя семья, а также преподаватели филологического факультета и лично Наталья Георгиевна Нестерова и Светлана Владимировна Фащанова. Именно они давали необходимые рекомендации, отвечали на все мои вопросы, договаривались с другими отделами университета о формальных и технических аспектах участия в конкурсе, благодаря чему я могла всецело посвятить время подготовке. Многие другие преподаватели, узнав о моём участии, искренне желали победы. Мои одногруппники тоже болели за меня и помогали мне.

Кроме того, очень поддержали иностранные магистранты с факультета исторических и политических наук, где я работаю преподавателем русского языка. Самым сложным и важным конкурсным заданием была видеозапись фрагмента занятия. Ребята сразу же согласились принять участие в записи, тщательно подготовили домашнее задание, активно работали на занятии. В результате жюри конкурса оценило наш урок на высший балл!

Думаю, что очень важно ощущать за спиной сильную поддержку других людей. В ситуации стресса, нехватки времени и приступов неуверенности я знала, что не одна и что даже если не одержу победу, не столкнусь с осуждением и неодобрением с их стороны. Благодаря вышеназванным людям я чувствовала себя спокойнее и увереннее, и это, на мой взгляд, серьёзно повлияло на мой финальный результат.

Пользуясь случаем, я бы хотела ещё раз сказать большое спасибо всем тем, кто помогал мне и верил в меня. Это наша общая победа!

– Что дает вам победа в этом конкурсе?

– Я очень рада, что теперь смогу пройти стажировку в другой стране, узнать о традиционных и современных технологиях, используемых зарубежными коллегами, и расширить свое представление о преподавании русского языка как иностранного.

Кроме того, смогу на время погрузиться в другую культуру. Анатоль Франс однажды сказал: «Иногда один день, проведённый в других местах, даёт больше, чем десять лет жизни дома». Я согласна с этим мнением и считаю, что для успешного преподавателя русского языка как иностранного очень важен опыт продолжительного межкультурного взаимодействия.

Я испытываю глубокое уважение к людям, изучающим мой родной язык, и всегда искренне хочу помочь тем, кто стремится овладеть русским, узнать и осмыслить нашу богатую культуру и постигнуть феномен «загадочной русской души». С удовольствием помогаю в этом иностранным студентам здесь, в Томске, и сделаю то же самое для студентов, с которыми предстоит встретиться на стажировке в другой стране.

Конкурс «Магистры русского языка» организован Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина, Россотрудничеством и Экспертно-консультационным советом по продвижению и поддержке российского образования, науки и русского языка за рубежом при Россотрудничестве. На конкурс 2019 года было подано около 400 заявок представителей 23 вузов из 16 субъектов РФ. Финалисты первого этапа – 41 человек – представляют 12 вузов России, от Белгорода и Пскова до Казани и Томска.
Подробнее о конкурсе можно узнать здесь.

Анастасия Куликова. Фото предоставила Юлия Рудикова.