Новое в оценке качества образования
10.11.2017

8 ноября в Томском государственном университете состоялся информационный семинар «Новое в оценке качества образования: профессионально-общественная и международная аккредитация». Семинар организован Национальным центром профессионально-общественной аккредитации (Йошкар-Ола) совместно с Центром профессионально-общественной и международной аккредитации ТГУ.

Необходимость проведения семинара связана с актуализацией государственной политики в проведении внешней независимой оценки качества образования и пониманием механизмов усиления конкурентоспособности отдельных образовательных программ. В частности, в мае 2017 года Минобрнауки Российской Федерации запущен приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» на 2017–2025 годы, в число участников которого входит ТГУ. Проект преследует цель повышения привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке, в том числе путем международного признания российских образовательных программ и квалификаций за счет их международной аккредитации и сертификации.

Основным докладчиком выступила Галина Мотова, замдиректора Нацаккредцентра, главный редактор журнала «Аккредитация в образовании».

Галина Мотова обратила внимание на направленность процедур государственной аккредитации  и профессионально-общественной и международной аккредитации образовательных программ и подчеркнула важность последних в обеспечении гарантий качества образования в глазах работодателей и иностранных студентов. Только такие процедуры соответствуют требованиям независимой внешней экспертизы, как это предписывает «болонская декларация». Доверие к образовательной программе усиливается, если аккредитацию организует независимое агентство, входящее в международные реестры и в оценке качества принимают участие представители работодателей, академического сообщества и студенчества.

– Доверие к российскому образованию возрастет в том случае, если иностранные эксперты сами приедут и убедятся в том, что организация обучения в российском вузе отвечает всем международным требованиям, – уверена Галина Мотова.

Также было отмечено, что сведения о международной и профессионально-общественной аккредитации учитываются при распределении контрольных цифр приема, выступают как требования по реализации механизма внешней оценки качества образования (согласно проекту ФГОС 3++), программ развития ФУ и НИУ, могут указываться в общеевропейском приложении к диплому, в российском и европейском реестрах аккредитованных программ и могут влиять на позиции вуза в мировых рейтингах (QS, ARWU и других).

Кроме того, были подняты вопросы об особенностях организации процедур международной и профессионально-общественной аккредитации и возможном использовании их результатов.

Содокладчиком выступила Татьяна Руденко, директор Центра профессионально-общественной и международной аккредитации ТГУ. Татьяна Владимировна поделилась с участниками семинара опытом ТГУ по организации процедур в области внешней независимой оценки качества образовательных программ и подчеркнула их важность при позиционировании университета на национальном и международном образовательном пространстве.

В семинаре приняли участие 32 представителя вузов Томска из числа проректоров, заместителей деканов по учебной работе и специалистов учебных управлений. В режиме вебинара работали 12 представителей сибирских вузов: Кемеровского государственного университета, Кемеровского государственного института культуры, Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета, Хакасского государственного университета, Омского государственного архитектурного университета, Иркутского государственного университета путей сообщения, филиала Сибирского федерального университета и других.

Национальный центр профессионально-общественной аккредитации (Нацаккредцентр) является автономной некоммерческой организацией, основанной в 2009 году Гильдией экспертов в сфере профессионального образования. Нацаккредцентр является лидирующим агентством России по количеству аккредитованных образовательных программ, в том числе по международным стандартам. Официально зарегистрирован в Европейском реестре гарантии качества образования (EQAR), активно работает на международном уровне и является полноправным членом Сети агентств гарантии качества в высшем образовании стран Центральной и Восточной Европы (CEE Network), Азиатско-Тихоокеанской сети гарантии качества (APQN), Международной обсерватории по академическому ранжированию и превосходству (IREG),  Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA), Международной сети агентств гарантии качества в высшем образовании (INQAAHE).