Как собрать деньги на непростой проект
17.11.2017

14 и 15 ноября в ТГУ проходил III форум академического фандрайзинга. На секции «Фандрайзинг на непростые проекты» эксперты делились своими историями поиска финансирования социальных проектов. В числе спикеров – основатели «Тотального диктанта» и виртуального музея резных наличников.

«Партнерам нужна яркая медийная картинка»

DSC_5631_новый размер.jpg

Всероссийская акция «Тотальный диктант» проходит один раз в год. Многие договоренности проекта, в том числе финансовые, ежегодно утрачивают свою силу: каждый раз организаторам нужен новый автор, новый текст, новые диктаторы, площадки, партнеры.

– Мы пытались подсчитать и оценить проект целиком, если бы диктант организовывали полностью своими ресурсами – это составило бы около 70-80 миллионов рублей. Такую сумму достаточно сложно получить из одного источника, поэтому мы запаковываем отдельные части проекта и подаем их как грантовые заявки, и, конечно, мы работаем с партнерами и спонсорами, – рассказала Ольга Ребковец, директор фонда «Тотальный диктант» (Новосибирск).

По словам Ольги, чтобы эта история работала, нужна яркая медийная картинка, и организаторы прилагают значительные усилия на то, чтобы проект был узнаваем.

– Мы делаем все, чтобы расширить медийный эффект от акции. По всему миру на диктанты приходят 200 тысяч человек, а медиаэффект составляет 355 млн рублей – это, естественно, другие цифры, ими можно оперировать в разговоре с партнерами и спонсорами, – отметила Ольга Ребковец.

По большому счету, «Тотальный диктант» продает спонсорам свою аудиторию и ее внимание.

– Например, новость о том, что авиакомпания выделила 10 самолетов, была частью партнерского проекта. Компания хотела позитивные публикации в СМИ о себе, и мы встроили их в нашу информационную кампанию: придумали, что диктант проходит в самолетах, позвали известных телеведущих. И в итоге получилось 734 публикаций в СМИ. Мы получили перелеты на штаб почти на весь год, – добавила Ольга Ребковец.

«Наш благотворительный спектакль собрал миллион за вечер»

DSC_5579_новый размер.jpg

Олег Шарипков исполнительный директор фонда «Гражданский союз» (Пенза) рассказал, как он собрал в целевой капитал 1 миллион за 1 вечер:

– Мы решили провести благотворительный спектакль, в котором заняты только непрофессиональные актеры, причем, люди, наиболее известные в городе – банкиры, предприниматели, чиновники. Билеты продавались за большие деньги (500-5500 рублей). Этот спектакль прошел всего 1 раз и мы собрали 1 млн 249 тысяч. Все актеры никогда раньше не играли. 54 непрофессиональных актера, 2 месяца репетиций и единственный человек, который у нас был профессиональный, – это режиссер.

Собранные деньги пошли на программу «Родник надежды» – на помощь детским отделениям больниц.

– Мы строим игровые площадки, игровые комнаты, чтобы детям было комфортно лечиться, – дополнил Олег Шарипков.

«Никогда не делайте фандрайзинг наоборот»

DSC_5500_новый размер.jpg

«Биомолекула» – научно-популярный ресурс на темы молекулярной биологии. Вера Башмакова и Антон Чугунов поделились опытом, как их научный сайт стал привлекать деньги.

– Мы популяризируем естественные науки и верим в то, что о них можно рассказывать доступно. Этот проект очень долго был волонтерским, я основал его вместе с двумя однокурсниками. У нас небольшая, но очень специализированная аудитория – 2000 посетителей в день, в основном это люди науки, – пояснил Антон Чугунов.

– Каждый год мы проводим конкурс «Биомолтекст», и в 2016 году, чтобы собрать на него деньги, мы провели краудфандинг на planeta.ru. Оказалось, что в результате вы получаете те же деньги, если бы просто пошли их зарабатывать. Все это отняло очень много сил, но мы собрали больше, чем хотели, – рассказала Вера Башмакова.

С этого года «Биомолекула» начала предлагать спецпроекты:

– Мы делаем то, что нам интересно, публикуем на сайте материалы и статьи и за это получаем деньги. Самый яркий пример – и вы никогда так не делайте! – фандрайзинг наоборот. То есть мы в начале придумали проект, который называется «12 биологических методов в картинках», начали его писать без денег и одновременно начали искать спонсора. Конечно, надо было начинать с другого, но нам не терпелось. Как ни странно, спонсор у нас появился – компания «Диаэм».

«Формулируйте цель проекта через желания людей»

Иван Хафизов, создатель Виртуального музея резных наличников (Москва), поделился секретами успешного краудфандинга.

– Резные наличники я снимаю с 2007 года, есть сайт nalichniki.com и идея в том, чтобы дать российскому деревянному зодчеству толчок на развитие. Потому что иностранцы едут и видят, что это красиво, а наши ходят и думают: «уберите уже эти старые деревяшки». У меня было 5 краудфандинговых проектов. Первый раз я пытался собрать 1 млн и собрал 120 тысяч, в самый последний раз хотел собрать 80 тысяч, а собрал 1,5 млн, – поделился Иван Хафизов.

Как отмечает Иван, цель проекта должна быть сформулирована через желания людей:

– Бессмысленно говорить: мне нужны деньги на экспедицию, гораздо правильнее говорить: «ребят, хотите календарь?» И не важно, что мне нужны деньги на экспедицию. Важно, что людям нужен календарь. Акции должны быть материальными – у человека на холодильнике должен висеть магнитик «Я помог проекту». Рассматривать краудфандинг следует как отдельный бизнес-проект и использовать его в том случае, если нужная сумма больше ваших текущих расходов.

DSC_5521_новый размер.jpg 

Организаторы III Форума академического фандрайзинга – Национальный исследовательский Томский государственный университет и Уральский федеральный университет. Форум проводится при поддержке Благотворительного фонда В. Потанина.