География онлайн
21.11.2017

В текущем учебном году в  Томском государственном  университете началось обучение  по дистанционному  курсу «Основы проектной деятельности по географии в школе»,  разработанному  Татьяной  Жилиной,  доцентом  кафедры географии ГГФ.  Программа была создана на средства гранта Благотворительного фонда Владимира Потанина, полученного в 2015/2016 учебном году.

– Татьяна Николаевна, чем была вызвана необходимость разработки нового дистанционного курса для обучения будущих педагогов? В чем его инновационность?

– В настоящий момент в высшем образовании наблюдается тренд перехода к программам, ориентированным на формирование компетенций для непрерывности образования в течение жизни и выстраивания индивидуальной образовательной программы. То есть система образования должна готовить творческую личность, способную самообразовываться и самосовершенствоваться.

Из общего объема магистерского курса «Основы проектной деятельности по географии» самостоятельная работа студентов составляет две трети. Поэтому дистанционный курс, позволяющий студентам использовать метод проектов в профессиональной деятельности, был необходим.

Татьяна Жилина со студентами

Электронный курс «Основы проектной деятельности по географии в школе» организован в системе Moodle, содержащей значительное количество инструментов и ресурсов для обучающего контента. Отличительной чертой курса является его ярко выраженная практическая направленность – он содержит методические материалы, ссылки на образовательные порталы, инструкции к выполнению практических и семинарских работ, обширный список литературы. В результате освоения курса студенты знакомятся с опытом разработки проектов в школьном курсе географии (6, 7, 8, 9 и 10 классы), анализируют и обобщают материалы опубликованных работ; приобретают теоретические и практические навыки работы по созданию проектов, сочетая  индивидуальную и коллективную деятельность школьников; анализируют учебно-методический комплекс по географии с целью включения учебных проектов в тематическое планирование. На основании выполненных практических работ студенты создают методический банк мероприятий с использованием проектной деятельности. Я считаю, что данный курс – своевременный и необходимый элемент в обучении будущих учителей.

– Как вы оцениваете результаты проекта? Работает ли курс сейчас?

– Курс создан на платформе электронного обучения ТГУ. Он прошел экспертизу Учебно-методической комиссии геолого-географического факультета ТГУ с положительной оценкой и рекомендацией к использованию в учебном процессе. Также получена справка от Института дистанционного образования ТГУ о разработке курса и рекомендации к реализации. Курс размещен в разделе Электронных ресурсов Научной библиотеки ТГУ и доступен для записанных на него студентов: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000563124. Обучение по нему началось в осеннем семестре 2017/2018 учебного года.

Для апробации курса мы ознакомили с ним магистрантов первого года обучения, после чего они высказали свои пожелания и рекомендации. В целом курс оценен положительно. В качестве пожеланий студенты рекомендовали представить больше реализованных проектов как примеров подобной деятельности, которую можно использовать в работе со школьниками. Все высказанные пожелания учтены и внесены в качестве дополнений.

– Изменилось ли что-либо в вашей профессиональной жизни после встречи с Фондом Потанина?

– Я очень рада, что в моей профессиональной жизни появился Благотворительный фонд В. Потанина, который изменил ее в лучшую сторону!Татьяна Жилина

Работа над проектом дала мне знакомство с теоретическими материалами по курсу и способствовала развитию моих профессиональных компетенций. Я получила опыт  разработки мероприятий для школьников совместно со студентами – будущими учителями географии и бакалаврами-географами, а реализация этих проектов и мероприятий приводили к тесному общению и не теоретическому и сухому изучению курса, а его живому воплощению. Участие в мероприятиях с партнерскими организациями способствовало расширению масштабов деятельности и вдохновляло меня и студентов, что продолжается и сейчас! Мы сотрудничали с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области,  Областным центром дополнительного образования детей, Областным комитетом охраны окружающей среды и природопользования, Информационно-методическим центром Томска, Томским отделением Русского географического общества и другими организациями. Для участия в совместных мероприятиях я привлекала студентов 2-4 курсов направления «География» – потенциальных магистрантов программы «География в общем и профессиональном образовании». Студенты приобрели опыт организации и проведения мероприятий для школьников и создания по их результатам собственных и совместных проектов.

В рамках проекта также выпущено методическое пособие, где в качестве соавторов выступили коллеги из партнерских организаций. Пособие уже сейчас активно используется учителями географии в школах Томска. 

Пресс-служба Благотворительного фонда Владимира Потанина