Что такое future-ориентированное образование
18.12.2017

На форуме университетских городов организаторы форсайт-лабораторий обсудили, как исследования, ориентированные на будущее, влияют на региональное развитие, и сравнили опыт Томска и Турку (Финляндия). Мы приводим основные тезисы, высказанные в ходе дискуссии.

Ведущая встречи, руководитель программы развития форсайт-компетентности Томского государственного университета Татьяна Якубовская отмечает три главных хода в изучении будущего:

  • анализ ключевых технологий, влияющий на качество жизни: биотехнологии, робототехника и другие;

  • анализ специфического подхода к развитию определенного региона;

  • анализ специализаций, которые будут поддерживать тенденции будущего.

– Технологии влияют на все сферы жизни общества, но главным образом они влияют на образование, – считает Татьяна Якубовская. – Мы должны изменить свой способ мышления о том, как может происходить обучение, и вносить изменения, корректируя как учебные программы, так и результаты обучения.

IMG_9291_новый размер.jpg 

В образовательных программах, ориентированных на будущее, основными отправными точками являются трансдисциплинарные команды. Здесь на первый план выходят навыки командной работы, управления знаниями, эксперимент и практическая подготовка. Поскольку будущее не предопределено, ориентация на него означает, что команды должны думать об альтернативных вариантах развития будущего. Они могут показаться невероятными, но на самом деле возможны.

Как это можно сделать? В рамках среднего и высшего образования это может быть реализовано в самой учебной программе.

В Томске форсайт-лаборатории для старшеклассников проводятся с 2012 года. Последний форум «Образовательный форсайт +20: высокие технологии и профессии будущего», где школьники моделировали перспективные в будущем виды деятельности, проходил в ТГУ в марте 2017 года. Также ведется работа со студентами бакалавриата и магистратуры, она ориентирована на междисциплинарные проекты.

IMG_9287_новый размер.jpg

Прежде чем воспитывать новых специалистов, необходимо вырастить поколение учителей, которые реализуют future-ориентированные программы обучения. С помощью городских форсайт-событий формируется компетенция: связь между будущим, прошлым и настоящим. А для самих педагогов возникает вопрос об анализе внешних изменений и о том, как работать с изменяющимся будущим.

Для разработки future-ориентированной программы в форсайт-лабораториях Томска предлагают действовать по следующему плану:

  1. Проанализировать сообщества, которые несут на себе различные образы будущего. Исследователи обязаны понимать, как устроено пространство будущего и какие сообщества уже на это будущее претендуют.

  2. Изучить образы будущего. Работа на этом этапе заключается в анализе текстов, содержащих образы будущего.

  3. Работа с методологией – это доказательные и креативные методы, экспертные мнения и анализ запросов стейкхолдеров.

 IMG_9230_новый размер.jpg
Безусловно, общие тенденции в развитии технологий будущего необходимо адаптировать под определенный регион.

В Финляндии развитие учебных программ, ориентированных на будущее, ведется с 2003 года. За 15 лет создано множество проектов, обучающих как школьников и студентов, так и учителей. Например, программа Certified Foresight Professional, организованная университетом Турку, позволяет выпускникам распространять новые знания в компаниях, где они работают.

– Нужно иметь определенные навыки, чтобы адаптироваться к изменениям. Может, стоит при обучении больше концентрироваться на навыках, чем на теории и фактах? Ведь мы должны учить людей профессиям, которых еще не существует, – предложил спикер встречи Юха Каскинен, директор Финского центра исследований будущего Школы экономики Университета Турку (Финляндия).

Декан исторического факультета ТГУ Евгений Луков добавил, что кафедра регионоведения ТГУ заинтересована не только в изучении тенденций настоящего времени и факторов, повлиявших на развитие территорий России и зарубежных стран, но и готова разработать методики работы с будущим.

Воркшоп на тему «Образование и исследования, ориентированные на будущее, для регионального развития: грамотность, навыки, компетенции» прошел в ТГУ в начале декабря в рамках Форума университетских городов.

Екатерина Виноградова