Аспирантка ИИК выступила на всероссийском Science Slam
09.10.2017

Аспирантка Института искусств и культуры ТГУ Анастасия Куклина выступила на ежегодном всероссийском проекте Science Slam. Ее лекция была о современном искусстве, предполагаемых траекториях его развития в регионах и возможностях для художников из провинции «влиться» в глобальные тренды.

slem_Saiko_Kuklina.jpg 

– Наверное, самый очевидный вопрос – это что такое Science Slam?

– Да, и если говорить кратко, это научно-популярный проект. Молодые ученые собираются в ночном клубе. У каждого есть ровно десять минут, чтобы интересно и доступно рассказать о своем исследовании. Победителя выбирают зрители. В Томске Science Slam существует с 2013 года, а я узнала о нем от своего научного руководителя Дмитрия Владимировича Галкина, профессора Института искусств и культуры.

– Сколько слэмов на вашем счету?

– Я выступала в четырех городах: в Томске, Красноярске, Москве и на всероссийском слэме в Тюмени, откуда недавно вернулась. Обычно на всероссийский этап попадают победители предыдущих, но меня пригласили из-за актуальности темы – я рассказывала о современном искусстве.

– Как именно звучала тема вашего выступления?

– «В будущее возьмут не всех? Развитие современного искусства в регионах России». Но кроме основного исследования того, как именно развивается искусство сегодня, я рассказывала и о том, что такое современное искусство в целом, а также приводила конкретные примеры новых течений и отличий между классическим и актуальным.

– Это достаточно дискуссионная тема… Многие даже не считают современное искусство искусством.

– Современное искусство – это не любование красотой. Если классика ограничивается традиционными жанрами, такими как рисунок, живопись, скульптура, то современное искусство – это всегда эксперимент с формой. Появляются новые направления – перформанс, хеппенинг, акционизм. О них тоже нужно рассказывать, потому что обывателю сложно связать это с понятием «искусство».

В общем, современное искусство, или Contemporary Art, больше нацелено на интеллектуальную работу, оно затрагивает острые социальные или политические вопросы и воспитывает думающего, рефлексирующего зрителя.

– Но ведь в наши дни есть и привычные стили и техники, та же живопись?

– Конечно, традиционное искусство живо. Современное искусство – это не все, что создается в наши дни, а лишь малая его часть. Наравне с ней спокойно существует классическая живопись, архитектура и множество других направлений.

– Есть мнение, что в современном искусстве объявить себя художником может каждый, неважно, обладает ли он какими-то навыками. Что вы думаете по этому поводу?

– Да, такие случаи есть, и это хорошо. Например, как элемент анти-академизма. Но это вовсе не общее правило. В современном искусстве форма тоже важна, но главное – чтобы она была открытой, экспериментальной, а не канонической. Поэтому если современный художник вроде бы «не умеет рисовать», но ему есть, что сказать миру, как бы безумно это ни звучало, именно в той странной форме, которую он выбрал. Будь это куча мусора или акула в формалине. Свобода художественной формы здесь важнее традиции!

Kherst_Demien_s_akuloy.jpg

– А развитие интернета как-то повлияло на тенденции в искусстве?

– Конечно! Художники вообще первыми осваивали интернет еще на заре его появления. Это был Net-Art. Во многих работах интернет выступает как часть произведения современного искусства – оно подключено к сети прямо в галерее. Не говоря уже о том, что сегодня практически все арт-сообщество доступно в социальных сетях: Facebook, Instagram, ВКонтакте… Но просто получить признание в виде «лайков» – не главное для художника. Гораздо важнее, что на просторах интернета на него может обратить внимание куратор.

– Куратор? Это кто-то вроде продюсера?

– Да, можно сказать и так. Есть разные взгляды на кураторов: кто-то считает их тоталитарными фигурами, кто-то некими «крестными феями» в мире искусства, но ясно одно – сегодня именно кураторы создают современное искусство в том виде, как его видит публика – на выставке. Они отбирают художников, создают экспозиции, определяют концепции развития. В наши дни художник, который не выставляется, не существует для широкой публики, поэтому при ближайшем рассмотрении современного искусства личность куратора выходит на первый план.

– Как, кроме поиска в интернете, художники находят кураторов? Например, в Томске таланты могут найти поддержку?

– Действуют по-разному. Кто-то просто ждет удачного случая, а кто-то предлагает свои работы различным галереям и центрам. В Томске тоже есть центр современного искусства – полностью он называется «Сибирский филиал Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО». Как его сотрудник, я могу сказать, что наши кураторы с вниманием относятся к произведениям, которые нам предлагают авторы, и зачастую художники действительно находят поддержку у профессиональных искусствоведов.

– А человеку, который хочет понять, что такое «современное искусство» и начать видеть в нем смысл, центр может помочь?

– Да, конечно. Разгадывать ребусы, зашифрованные современным художником – одно из интереснейших занятий, но без дополнительных знаний это вряд ли получится с первого раза. Поэтому мы проводим выставки, где разъясняем для желающих посыл художников, открытые лекции и кинопоказы – все, чтобы люди интересовались современным искусством и переставали считать его чем-то недоступным и таинственным.

Science Slam – это научная битва молодых ученых, где они презентуют свои исследования в ходе увлекательного стендап-шоу в неформальной обстановке ночного клуба. Впервые этот проект по популяризации науки был реализован в Германии и за несколько лет добрался и до Томска. Узнать об этом подробнее можно по ссылке: https://vk.com/scienceslamtomsk.
Сибирский филиал Государственного центра современного искусства в Томске ведет работу в четырех направлениях: выставочном, научно-информативном, исследовательском и образовательном. Узнать о выставках, кинопоказах и лекциях ГЦСИ можно в группе: https://vk.com/club67130776.