Юлия Осаченко: ядро бакалавриата сформирует идентичность студентов ТГУ
7 Марта 2018

С сентября 2018 года на четырех факультетах ТГУ – журналистики, историческом, философском и в Институте искусств и культуры – в рамках пилотного проекта запускается экспериментальный образовательный блок «Образовательное ядро бакалавриата». По идее разработчиков, ядро – это обязательная программа, направленная на формирование фундаментальных интеллектуальных и деятельностных навыков: критического и системного мышления, коммуникативной эффективности, проектной деятельности, командной работы. Основой первых двух лет обучения будут общие модули, дисциплины и курсы, но предполагается и некоторая вариативность.

Вместе с менеджером проекта, доцентом философского факультета Юлией Осаченко рассказываем, как участники проектной группы видят изменения в обучении, зачем необходимо вводить ядро бакалавриата, как это будет работать и что даст студентам.

1. Что такое ядро бакалавриата?

Ядро (core) существует во многих зарубежных вузах. В некоторых его составляют обязательные для всех направлений подготовки курсы или модули. В других случаях общими являются курсы для определенного направления подготовки, например, для всех физиков или всех филологов.

Ядро Колумбийского университета в Нью-Йорке или Чикагского университета основано на идее, что образовательный процесс всех студентов бакалавриата, независимо от профессиональной специализации, направлен на развитие их разума, расширение их горизонтов, формирование интеллекта и умения, насколько это возможно, ясно мыслить. В Чикагском университете ядро существует уже 90 лет, и за это время оно трижды модифицировалось.

– Нам близка мысль профессора университета Чикаго Файерфокса: «Если что-то и определяет идентичность университета Чикаго, так это серьезное отношение к идеям и мышлению поверх дисциплинарных границ». Под идентичностью понимается некоторая общность базовых ценностей, установок, внутренней мотивации, которая не зависит от направления профессиональной подготовки, – говорит Юлия Осаченко.

Ядро – это общее основание, фундамент, над которым надстраиваются профессиональные компетенции. В каждом университете оно разное и направлено на то, чтобы сформировать идентичность студентов именно этого вуза.

– Это значит, что если ты закончил MIT, Чикагский университет или Смольный, ты «одной крови» со всеми их выпускниками. Вы можете разговаривать на одном языке, у вас есть общий бэкграунд, общие сформировавшиеся установки, общее понимание каких-то ключевых культурных трендов, направлений исследований, – объясняет менеджер проекта.

У советских университетов тоже было свое ядро, но идеологизированное. Его составляли курсы по диалектическому материализму, политэкономии, научному коммунизму и так далее. Эти дисциплины изучали все студенты, вне зависимости от специализации.

– Мы хотим построить ядро на иной основе – на ценностях ТГУ, отталкиваясь от образа бакалавра, от тех образовательных результатов, которые, как все мы интуитивно ощущаем, имеются в той или иной степени у всех выпускников ТГУ. Это то, что отличает нашего выпускника от выпускников других вузов. И, по нашей мысли, это как раз осмысляющее мышление, умение анализировать, критически оценивать информацию. Наша задача – заложить принципы, разработать подходы, образовательные методы и технологии системной постановки этих компетенций в самом истоке студенческого пути, – добавляет Юлия Осаченко.

2. Как это будет выглядеть?

Ядро бакалавриата ТГУ, по замыслу разработчиков, будет состоять из двух крупных блоков: «Картины мира» и «Критическое мышление и письмо (прикладная логика, философия, риторика)». Блок «Картины мира», в свою очередь, состоит из четырех проблемно-тематических блоков (треков): «Природа», «Человек и общество», «Технический и цифровой мир», «Арт-практики (Художественный мир)».

1 семестр – вводный, навигационный.

Задачи этого этапа – знакомство с картинами мира, системами представлений о реальности, ее границах, среде, иерархии элементов, закрепленных в языке, с теми базовыми представлениями о мире, которые сформировались в различных парадигмах. По «Картинам мира» будут проходить лекции, но не стандартные. Делается упор на интерактивное обучение, поэтому лекции могут быть в виде вопросов и ответов, лекции с запланированными ошибками и другие формы.

Работа в блоке «Критическое мышление» предполагает, что студенты будут проходить тренинги, работать в группах, причем –межфакультетских. Бакалавры будут вести дискуссии, осваивая материал блока «Картины мира», напишут рефлексивные эссе, освоят навыки аргументации, проблематизации, аналитики. Таким образом, будут заложены основы для дальнейшего формирования междисциплинарных команд.

2 и 3 семестр – пробные действия.

Каждый студент выберет один из четырех проблемно-тематических треков «Картины мира» и подготовит по ней проект в команде. Проектные линии будут вести мастера – преподаватели университета или практики.

– Например, студенты-журналисты в блоке «Природа» могут стать научными журналистами и на основе работы какого-нибудь института из Академгородка подготовить материал вместе с культурологами или философами, – поясняет Юлия Осаченко.

Параллельно с проектной работой во втором семестре в блоке «Критического мышление» начинается чтение «Великих книг», посвященных «Картинам мира». Список «Великих книг» небольшой – их всего восемь, по две на каждую тему. Но это труды, в которых осмысляются основания парадигм «Природа», «Человек и общество», «Технический и цифровой мир», «Художественный мир». Например, небольшой, но актуальный текст Алана Тьюринга «Могут ли машины мыслить?» – в списке темы «Технический и цифровой мир».

– Традиционная философия, как ее преподают, в основном читается в отрыве от реальной профессиональной практики и личностной истории. А тут люди могут начать понимать, для чего это вообще нужно, что Платон – это не просто абстрактный «миф о пещере», а что это имеет отношение к современной системе политических представлений о демократии, к системе представлений о виртуальной реальности, и что фильм «Матрица» может быть иллюстрацией к той самой платоновской пещере, – отмечает доцент ФсФ.

Планируется, что в течение семестра студент читает только две «великих книги» – в соответствии с темой, по которой он готовит проект. Остальные шесть – задание на лето, их бакалавр должен прочитать перед началом третьего семестра.

4 семестр –междисциплинарный полигон, практикум на самоопределение.

В течение этого семестра пройдут три трехдневных интенсивных сессии.

Первая – аналитическая: студенты будут работать с актуальными современными проблемами в междисциплинарных командах. Вторая – проектная. Во время третьей «трехдневки» бакалавры должны будут представить и защитить итоговый командный продукт. Они могут защищать какой-то проект или свои взгляды, мысли о том, чем хотят в дальнейшем заниматься. Это может быть и образовательная модель, ведь проект образовательного ядра бакалавриата – пилотный, возможно, сами студенты предложат идеи для его усовершенствования.

– Четвертый семестр – своего рода экзамен за все ядро, когда бакалавры показывают, что на самом деле владеют навыками системного и критического мышления, могут работать в команде, готовы к эффективным коммуникативным взаимодействиям. И тем самым могут дальше шагать осознанно, выбирать свою образовательную и профессиональную траекторию, – говорит Юлия Осаченко.

3. Главная цель ядра – развитие критического и системного мышления.

По мнению разработчиков проекта, развитие критического и системного мышления – это «мета-компетенции», которые позволят ориентироваться в современном информационном пространстве.

– В современном мире к любой информации необходимо относиться критично, уметь задавать содержательные, внятные вопросы, классифицировать, отличать фейк от факта, валидную информацию от инвалидной, – подчеркивает Юлия Осаченко. – Понимать, какой вывод можно сделать и какое решение на основе этого вывода принять. Это критическое мышление. А системное – это умение видеть некие целостности, понимать, как они складываются из элементов и как связаны со средой.

Критическое и системное мышление должны друг друга дополнять, чтобы человек мог сформировать наиболее полную картину мира. В то же время это основа любой исследовательской деятельности.

Разработчики отмечают, что способность критически и системно мыслить должна стать основной всего образовательного процесса. Если студент будет более осмысленно относиться к информации, анализировать ее, он сможет более ответственно подойти к учебе и формировать свою собственную образовательную траекторию. В ядре бакалавриата формированию индивидуальной образовательной траектории способствует и выбор «Картины мира» во 2 семестре:

– Если мы с самого начала «оснастим» нашего бакалавра умением осмысленно относиться к любой информации, мы даем ему возможность самоопределиться. Студенты должны быть активными субъектами образовательного процесса, а не пассивными, не нашпигованными информацией, которая вызывает у них скуку и отторжение. Они сами выбирают, и их выбор обусловлен интересом, – говорит Юлия Станиславовна.

4. Зачем это нужно ТГУ?

Выпускник ТГУ – это развитая личность, способная действовать поверх профессиональных компетенций. Эту формулу вы наверняка видели на слайдах презентаций, читали уже в наших материалах и дорожной карте и, может, почти запомнили. Введение ядра бакалавриата – одно из решений для поддержки этой формулы.

Есть и более глубокая причина. Если мы – Томский государственный университет – позиционируем себя не только на российском, но и на международном уровне, мы должны понять, в чем состоит наша идентичность, особенность, что отличает нас от других университетов.

Это отличие содержится в главных идеях ядра бакалавриата – развитие критического мышления, широкая картина мира, командная междисциплинарная работа.

12 марта в 16:30 в малом зале Научной библиотеки ТГУ состоится открытый семинар, посвященный введению ядра бакалавриата. Приглашаем принять участие в обсуждении всех, кто неравнодушен к развитию университета.