Языковые тандемы в ТГУ заговорили на четырех языках
17 Ноября 2020

В ТГУ продолжает работу проект «Клуб языковых тандемов». В этом году первое знакомство в клубе прошло онлайн для четырех языков: русского, английского, испанского, китайского. О том, что такое тандем-партнерство и как оно помогает учить иностранный язык, рассказывает сотрудник управления международных связей ТГУ Лидия Жулёва.

– Если посмотреть на проект с методической точки зрения, то изучение языков в тандеме – очень удобный и популярный неформальный способ обучения. Он активно используется на филологическом факультете ТГУ, где ведется работа по методическому сопровождению такого обучения, а к иностранным студентам «прикрепляются» их русские одногруппники, объясняет кандидат филологических наук, начальник отдела по социальной адаптации иностранных студентов УМС Лидия Жулёва.

Организация языковых тандемов способствует появлению дружеских связей в студенческой среде и помогает наладить межкультурный диалог. В прошлом учебном году Оксфордский российский фонд поддержал проект Лидии «Тьюторское сопровождение межкультурных студенческих проектов как основа для организации процесса социокультурной адаптации иностранных студентов в вузе». В основе проекта – сопровождение студенческих тандемов и их творческих инициатив.

В предыдущие годы волонтерская организация «TSU-Online» в каждом семестре проводила «Языковой обмен». Это культурно-массовое мероприятие привлекало больше 100-120 человек. Волонтеры организовывали конкурсы на знакомство студентов и в игровой форме рассказывали, как изучать иностранные языки в тандемах. Зарегистрированные участники могли заранее познакомиться, подружиться и договориться о партнерстве.

– В этом году мы решили объединить усилия и инициативно запустили проект, нацеленный не только на создание условий для встречи людей, желающих изучать языки в тандемах, но и на постоянную методическую поддержку участников, говорит Лидия Жулёва. – К реализации «Клуба языковых тандемов» нас подтолкнули условия пандемии и переход к виртуальному общению.

Организаторы считают, что в дистанционном формате важно уделять внимание не только специфике онлайн-обучения, но и создавать новые форматы работы для крепкой связи студентов с университетом.

photo2.jpg

Что такое тандем-партнерство

Это метод изучения языка, где каждый из участников выполняет две роли: учителя, когда общение происходит на его родном языке, и ученика, когда нужно говорить на иностранном. Главный акцент в тандем-партнерстве делается на говорение и межкультурное общение.

– Участники получают большое удовольствие от такого общения, потому что неформальная атмосфера позволяет погрузиться в комфортное изучение иностранного языка, считает Лидия Жулёва.

Магистранты филологического факультета ТГУ подготовили для таких встреч удобные рабочие листы на разные темы – это фильмы, книги, экология, система образования и культура разных стран. Результаты обсуждаются на встречах с кураторами, а для самих участников предлагаются дневники для самостоятельного отслеживания достижений.

– Студентам всегда будет о чем поговорить и с чем поработать. Рабочие листы мы сделали для четырех языков: русский, английский, испанский, китайский. А если участники хотят изучать другие языки – мы подсказываем, где взять учебные материалы для встреч, – объясняет Лидия.

В реализации проекта, кроме магистрантов и сотрудников УМС, участвуют и преподаватели филологического факультета ТГУ. Создан сайт на четырех языках с полезными материалами для участников.

Как прошла первая встреча

В первой встрече «Клуба языковых тандемов» участвовали носители русского, английского, китайского и испанского языков. Также присоединились студенты из Вьетнама, Лаоса, Турции, владеющие английским языком. Сейчас в университете работает 41 тандем по трем группам: 24 пары русско-английского направления и почти равное количество пар русско-китайского и русско-испанского.

mY2Md7jquOk.jpg

Сначала ребята обсудили рабочие и технические вопросы: правила участия в проекте, рекомендации по ведению тандема, принципы работы в парах и как будут проходить мероприятия и консультации.

После общей презентации участники распределились на 3 зала: русско-английский, русско-китайский, русско-испанский. В этих залах руководители направлений – магистранты ФилФ – работали со своей аудиторией: рассказывали, как изучать языки в тандемах, давали советы и рекомендации, представляли свои рабочие листы и объясняли, как с ними работать. После этого этапа сформированные тандемы направляли в их собственную виртуальную аудиторию.

В проекте работают магистранты-второкурсники Ирина Григорьева (Казахстан), Александра Даниловцева, Арина Чукавина, Ирина Шестакова (РФ) и Ян Чжан (КНР).

   – Магистранты признаются, что впервые стали организаторами подобного формата работы и многие примерили на себя новые роли – администратора вебинара, ведущего крупного мероприятия, методиста. Во время первой установочной встречи в работе был задействован каждый, – рассказывает Лидия Жулёва. – Студенты сами провели первое небольшое занятие-знакомство, ориентируясь на те методические материалы, которые им были заранее отправлены. Теперь они как руководители направлений организуют групповую работу в чатах, направляя своим подопечным новые материалы и помогая советами и рекомендациями.

Регистрация новых участников продолжается, для них организаторы проводят отдельные вебинары. На будущее уже запланировано несколько совместных событий, одно из них – конкурс видеосюжетов «Студент–2020». Позже планируется встреча со студентами, чтобы обсудить результаты конкурса.

Записаться можно на сайте проекта

Если вы хотите присоединиться к проекту, можно также написать на почту tsutandems@gmail.com.

Текст: Мария Флейшауэр, ЮИ. Фото: волонтерская организация «TSU-Online»