В ИЭМ изучат потребительское сопротивление цифровым технологиям
25 Февраля 2019

Профессор кафедры экономики ИЭМ Марина Рыжкова возглавила проект «Рынок цифровых платформ: сценарии преодоления потребительского сопротивления цифровизации». Рабочая группа изучит сопротивление, которое возникает в обществе с развитием технологий, и предложит способы, позволяющие его преодолевать. Проект получил поддержку РФФИ и финансирование в размере 700 тысяч рублей.

– Технологии, и в том числе разного рода цифровые платформы, развиваются столь быстро, что наука не всегда успевает их осмыслить, – рассказывает Марина Рыжкова. – Создание самой цифровой платформы – это дело технических специалистов, но есть серьезные гуманитарные аспекты, в том числе социальные, психологические и другие, которые обязательно должны быть учтены при дальнейшем развитии технологий.

Цифровая платформа – программа, на основании которой люди получают услуги, приобретают товары. Это, например, такие динамично развивающиеся сайты, как Avito, Uber, Airbnb, Alibaba, Госуслуги и огромное множество других, в том числе более мелких.

IMG_2327.jpg

– Технологии и платформы развиваются, а у людей появляется разного рода неприятие, сопротивление этим процессам, – поясняет руководитель группы. – Проект как раз посвящен тому, какого вида сопротивление возникает и каким образом его нужно преодолевать. Например, люди боятся потери рабочего места вследствие введения цифровых платформ (яркий пример – диспетчер такси), боятся предоставлять свои персональные данные и прочее.

Первый этап исследования (до конца 2019 года) посвящен типологизации цифровых платформ. Второй этап (до конца 2020 года) – выявлению стратегий сопротивления и вариантов его преодоления. В рабочую группу вошли сотрудники ТГУ, ТПУ и ТГПУ, технических специалистов планируется привлекать в качестве консультантов.

– У нас сформировалась очень интересная группа, – рассказывает Марина Вячеславовна. – Каждый участник – специалист в своем направлении: один – по интернет-явлениям, другой – по инновационному сопротивлению, третий – по информационной экономике. У каждого есть своя цель, и, соответственно, я надеюсь, у нас получится плодотворное сотрудничество и комплект сценариев в виде кейсов как метод преодоления сопротивления цифровизации.