Ученые: Томская область занимает 21 место по благотворительности
28 Ноября 2018

Ученые ТГУ проанализировали цифровые следы 167000 людей и 7000 фондов и сообществ, занимающихся благотворительностью в социальной сети «ВКонтакте». Они выявили, что Томская область находится на 21 месте среди регионов по активности людей в сфере благотворительности. При этом в регионе относительно регулярно занимаются онлайн-благотворительностью и активно проявляют себя в соцсетях примерно 800 человек.

– В России от 3 до 6 тысяч благотворительных организаций, однако по статистике сборы средств превышают их возможности. Соответственно, возникли вопросы – кто занимается благотворительностью, что это за гражданские инициативы, которые могут действовать на федеральном уровне, – рассказала младший научный сотрудник лаборатории наук о больших данных и проблемах общества ТГУ Юлия Мундриевская. – Мы развили эту идею: интересно было построить карту благотворительности, посмотреть, как выглядит активность в регионах и как фонды между собой взаимодействуют. Надеемся, что исследование поспособствует организации системной помощи и порождению социальных ценностей.

Юлия Мундриевская.jpg

Ученые использовали систему мониторинга социальных медиа «Крибрум». С ее помощью они нашли во «ВКонтакте» 2,5 миллиона сообщений на тему благотворительности и выбрали тексты о привлечении средств, просьбы помочь и переслать кому-то деньги, сообщения благотворительных фондов о своей деятельности. Затем исследователи рассортировали оставшиеся 800 тысяч текстов по авторству, в итоге выявили 167000 людей и 7000 фондов.

– Мы начали анализировать выявленных людей по факту дружбы и сообщений друг другу на открытых стенах сообществ и увидели, что люди не так уж активно взаимодействуют. Оригинальная благотворительность внутри регионов не очень активная. Часто люди единолично оказывают помощь, – отметила Юлия Мундриевская. – При этом Томская область заняла 21 место среди регионов по концентрации активных онлайн-благотворителей, на первом месте Санкт-Петербург, затем Москва. В Томске за исследуемый период мы нашли примерно 800 человек, которые относительно регулярно занимаются онлайн-благотворительностью и активно проявляют себя в соцсетях.

Для сравнения, в Санкт-Петербурге, который занимает первое место, регулярно занимаются благотворительностью примерно 11100 человек, в Москве – 9100. Затем цифра резко снижается, например, в Челябинской области, занимающей третье место, – уже 5400 благотворителей.

Среди фондов ученые выделили три группы: помогают животным, помогают нуждающимся, чаще всего детям по принципу здоровья, и инициативные группы типа «Православные добровольцы» и другие. Участники групп активно общаются друг с другом и обмениваются информацией – их интенсивность взаимодействия составляет 17%, с точки зрения социологии показатель считается высоким. При этом достаточно мало людей, индивидуально занимающихся благотворительностью и взаимодействующих с фондами, – из 167 000 их всего 31%.

Сравнение информационной активности фондов и инициативных групп показало, что у фондов она равномерно распределена в течение года, в то время как инициативные группы действуют в начале года, а к осени их активность снижается. Исследователи также отметили, что животным помогают активнее, чем нуждающимся людям.

В ходе исследования были найдены 20 подозрительных сообществ, администрация «ВКонтакте» довольно быстро их заблокировала.

Дальнейшими шагами ученых будет продолжение сбора данных, анализ поведения субъектов в медиапространстве, изучение того, какие стратегии они используют для привлечения средств, какой имидж создают, какие события порождают больший отклик и быстрее распространяются, а какие наоборот.


Лаборатория наук о больших данных и проблемах общества ТГУ проводит междисциплинарные исследования, опирающиеся на знания и методы информатики, математики, психологии, социологии, педагогики, лингвистики, нейронаук, философии, когнитивистики, этики. Лаборатория объединяет специалистов в области компьютерных технологий, которые понимают, каким образом нужно собирать, упорядочивать, хранить данные, и представителей общественных наук – социологов, политологов, филологов, психологов.