Ученые объяснят недопонимание студентов и преподавателей в соцсетях
14 Февраля 2018

Сотрудники кафедры социальных коммуникаций ФП ТГУ изучают, как студенты общаются в соцсетях. Исследователи анализируют посты в социальных сетях, комментарии, фотографии, чтобы понять особенности культуры коммуникации молодого «цифрового поколения». Это поможет разрешить конфликты, устранить недопонимание в общении преподавателей и студентов, опытных пользователей интернета и новичков, «отцов и детей». Исследование выполняется при финансовой поддержке РФФИ.

– Изначально сетевые платформы возникли как инструменты приватной межличностной коммуникации, для которых было характерно общение один на один, а информация носила частный характер, – отмечает доцент ФП ТГУ Андрей Глухов. – Формат сетевого общения оказался эффективным и полезным, его стали использовать и в публичных профессионально-деловых коммуникациях.

По словам ученого, постепенно стала происходить конвергенция двух этих форматов общения и сформировался новый формат – полупубличные коммуникации.

 – Этот пограничный феномен сочетает в себе отдельные черты как приватной, так и публичной коммуникации, – рассказывает Андрей Глухов. – Примерами полупубличной коммуникации в социальных сетях является общение в новостной ленте, группах и пабликах, групповые беседы, комментарии, опросы, конкурсы, различного рода коллаборации.

Андрей Глухов

Ученые будут работать с такими материалами, как посты, коллажи, гифки, мемы, фотографии, видео, комментарии в социальных сетях ВКонтакте, Facebook, Instagram, Youtube. Также они предполагают проведение в томских вузах социологического опроса среди 200 студентов как представителей «цифрового поколения».

Сотрудники кафедры социальных коммуникаций опишут новую культуру общения: как происходит самопрезентация в сети, какие жанры и речевые стили используются в общении, каков формат коммуникации, как распределяются коммуникативные роли и выстраивается или преодолевается социальная дистанция. Подобное исследование необходимо, чтобы в дальнейшем, в частности, дать практические рекомендации по разрешению конфликтов, вызванных столкновением различных коммуникативных культур и недопониманием в соцсетях.

– Бывает, что преподаватель негодует, потому что в обмене сообщениями в соцсетях студенты, как ему кажется, слишком фамильярно к нему обращаются, однако именно так, «панибратски», с устранением социальной дистанции, они привыкли общаться в данном пространстве, – подчеркивает Андрей Глухов. – Это особая коммуникативная культура, и студенты считают, что здесь дистанция должна стираться, «границы дозволенного» смещаются в сторону раскованности общения и меньшей официальности. К этому можно относиться по-разному, но таковы законы данной социально-сетевой коммуникативной среды. К примеру, на дружеской вечеринке вы не можете сохранять тот же тон общения, что и на официальном приеме.

Еще одна задача проекта – выявление «коммуникативного разрыва» между «цифровыми аборигенами», молодыми людьми – представителями «цифрового поколения», которые хорошо знают сетевую культуру, и «цифровыми иммигрантами» – людьми постарше, в возрасте 35+, которые порою настороженно воспринимают данный формат общения и чувствуют себя здесь «гостями».

Добавим, что сотрудники кафедры социальных коммуникаций ТГУ в рамках исследований цифрового мира разработали первую в России онлайн-специализацию «Цифровой SMM-проект», которая размещена на известной международной образовательной платформе Coursera. В рамках специализации преподаватели и приглашенные эксперты рассказывают о разнообразии платформ социальных медиа и возможностях их бизнес-применения, формируют практические навыки и умения в области SMM, в частности, мониторинга и конкурентной разведки сетей, графического брендирования, комьюнити- и контент-менеджмента, продвижения и измерения  его эффективности.