Ученые и студенты применили ИИ в проектах для самореализации человека
20 Ноября 2020

Трек «Искусственный интеллект (ИИ) в высоких гуманитарных технологиях» стал самым посещаемым на онлайн-интенсиве «Архипелаг 20.35». Проекты, реализованные на нем, вошли в топ внутреннего рейтинга. Среди разработок, получивших положительные отзывы экспертов, – веб-сервис по автоматическому генерированию новостей и система управления обучением человека.

«Архипелаг 20.35» – онлайн-интенсив для команд, имеющих проекты, связанные с применением искусственного интеллекта в разных сферах. Оператором интенсива в Томске выступал ТГУ.

– Формируя наш трек, мы хотели расширить представления о роли ИИ в гуманитарной сфере, показать, как он уже сейчас участвует в принятии решений внутри компаний. Например, решает, брать на работу или уволить сотрудника, как развить способности сотрудника и помочь ему реализоваться, как ИИ может участвовать в распознавании атипичного и противоправного поведения и другое, – рассказывает «декан» трека, профессор ТГУ Юлия Эмер.

photo_2020-11-18_13-30-27.jpg

В план трека вошли несколько направлений: ИИ в юридической практике, ИИ в обработке естественного языка и в развитии когнитивных способностей, ИИ в кадровой работе, в развитии библиотек, в креативных индустриях.

– Технология «Архипелага» весьма продуктивна, это разноаспектное мощное обучение, которое стимулирует студенческую креативную мысль, – отмечает профессор ФилФ ТГУ Зоя Резанова, эксперт «Архипелага». – Критически важными для нас оказались акселераторы, на которых учат воспринимать свой продукт как рыночный. Оказалось, что мы этого не умеем. Мы исследователи, а нужно уметь презентовать свои идеи.

Команда проекта по автоматическому генерированию новостей, в которую вошли магистранты программы «Компьютерная и когнитивная лингвистика» ТГУ, за время интенсива освоила современные технологии обработки естественного языка и намерена совершенствовать свой сервис на основе лингвистического анализа текста и нейронных сетей.

– Одна из главных ценностей информагентств – это скорость и точность, обеспечивающие их репутацию. Одна из функций нашего сервиса – анализ и синтез новостей. Мы разрабатываем парсер и формальные грамматики для пресс-релизов и сайтов с официальной статистикой. Парсеры извлекают факты из неструктурированного потока информации для генерации новости, ее проверки на фактические ошибки. Это как раз та сфера, где машина работает лучше и быстрее человека. После того как машины заберут у нас рутинную работу по сбору информации, гораздо ценнее будет человеческая реакция, аналитика, интерпретация, – объясняют авторы проекта.

В топ-25 лучших проектов «Архипелага» – проект, представленный командой факультета психологии ТГУ. Она предложила анализировать цифровой след учащегося во всех системах LMS, с которыми он сталкивается в жизни, чтобы научить его получать от этих систем максимум.

– В ТГУ используется LMS Moodle, но она никак не связана с LMS других вузов и школ. Мы хотим создать сервис для объединения всех цифровых следов человека: люди в этом заинтересованы, их учебная деятельность разнообразна, и это их опыт – но он теряется при переходе к новой системе, – рассказывает руководитель проекта, декан ФП Дмитрий Баланёв. – Проанализировав след человека, мы – психологи – сможем научить его, как правильно действовать в этих системах, чтобы использовать на 100% и не теряться.

Дмитрий Баланёв добавил, что на «Архипелаге» его команде удалось перевернуть сознание и научиться работать в ИТ-отрасли, правильно презентуя разработку сервисов для самореализации и повышения качества жизни человека.