Тьюторы вузов объединились для совместных проектов и исследований
12 Августа 2019

Восьмой Летний университет тьюторства — одно из базовых мероприятий межрегионального тьюторского сообщества — прошел в Томске в конце июля. Участники предложили свои проекты для развития тьюторства в вузах и договорились о проведении совместных исследований. Томский государственный университет выступил соучредителем этого масштабного форума.

В мероприятиях приняли участие около 140 человек — тьюторы и студенческие группы из ТГУ, РАНХиГС (Москва), СИУ РАНХиГС (Новосибирск), СПбПУ, ТИУ и ТюмГУ (Тюмень), ПГНИУ (Пермь), ВятГУ (Киров), ДВФУ (Владивосток) и ДГТУ (Ростов-на-Дону).

Ключевым событием Летнего университета тьюторства стал тьюторский хакатон, организатором которого стали «Конструкторы сообществ практики» (КСП) — горизонтальное сообщество профессиональных модераторов и игропрактиков. Команды участников разработали актуальные для тьюторского сообщества проекты. Самыми востребованными темами стали позиционирование и масштабирование тьюторской деятельности, онлайн-тьюторство, образ будущего студента и понимание того, чего он хочет, а также сокращение разрыва между ожиданиями студента и реальными условиями реализации индивидуальной образовательной траектории. Проекты были представлены в «Точке кипения» экспертам, одним из которых был ректор ТГУ Эдуард Галажинский.

577A9674_новый размер.jpg

23 участника летней студенческой школы «Тьютор 3.0» также разрабатывали проекты и предлагали пути их внедрения в университетах. Ребята знакомились с уже существующими моделями тьюторства и прокачивали свои знания и компетенции в этой области. Основным итогом школы стала договорённость между тьюторами ТГУ, ТюмГУ, РАНХиГС, ДВФУ и ПГНИУ о проведении совместного исследования.

— Мы очень рады, что тьюторы университетов-участников не просто познакомились, но разработали общий проект. В течение следующего года тьюторские группы будут проводить совместное исследование запросов студентов на индивидуальные образовательные траектории, чтобы увидеть общее в запросах, определить, как они связаны с образовательной моделью университета, и выработать общий банк идей, механизмов, реакций на потребности студентов, — комментирует заместитель проректора ТГУ по образовательной деятельности, председатель правления Межрегиональной тьюторской ассоциации Елена Суханова.

Одним из инициаторов этой идеи стал тьютор проектного офиса ТюмГУ Андрей Русаков. Тьюторы уже сделали группу для коммуникации в соцсетях и договорились о первичных планах.

— Изначально с инициативой собраться всем тьюторам из университетов на круглый стол выступили мы, — отмечает Андрей Русаков. — Нам казалось, что у нас есть очевидно общие боли, а значит возможен не только терапевтический эффект (мы не одиноки), но еще и возможность обозначить решения, обмениваться опытом. Достаточно быстро мы пришли к тому, что у нас не просто до удивительного схожие проблемы, но и есть одна центральная — сложность подтверждения значимости тьюторской службы, демонстрации результатов, как качественных, так и количественных. Поскольку эта проблема автоматически закрывает несколько других, мы решили в первую очередь бросить силы на неё, и поэтому был предложен сетевой проект для формирования сетевого сообщества университетских тьюторов, а также для проведения совместных исследований/акций, способствующих продвижению идеи тьюторства во все университеты.

Участникам международного форума в Томске была предложена экскурсионная программа по тем образовательным площадкам, где тьюторство когда-то зародилось и прижилось, в том числе в школу «Эврика-развитие» и детский сад № 4 «Монтессори». В Институте инноваций в образовании ТГУ участникам представили практику тьюторства университета и монографию «Становление тьюторской модели современного университета в России». Своим опытом поделились представители подразделений ТГУ, которые заложили принцип индивидуализации в образовательные программы и проекты. Гости познакомились с программой бакалавриата Высшей ИТ-школы, проектом «Образовательное ядро», системой тьюторского сопровождения школьников «на входе» в университет и сопровождения процесса профессионализации «на выходе», с деятельностью Тьюторской службы ТГУ.

В монографии «Становление тьюторской модели современного университета в России» авторы обосновывают тьюторскую модель современного университета, анализируют антропологические, социокультурные и педагогические основания, опираясь на историю и современную практику тьюторства. В работе описан опыт тьюторства в современных российских университетах. Ознакомиться с монографией можно в Научной библиотеке ТГУ.
Летний университет тьюторства  (ЛУТ) был организован с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов на реализацию проекта «Тьюторский хакатон: площадка для разработки и апробации технологий индивидуализации и персонализации образования».

Фото предоставили организаторы ЛУТ