ТГУ провел первую в Томске математическую абаку для 5-6-классников
1 Апреля 2019

ТГУ впервые провел командную олимпиаду «Математическая абака» для учащихся 5-6 классов школ области. Кроме соревновательной части, повышающей мотивацию к занятиям математикой, цель «Абаки» состояла еще и в укреплении взаимодействия между педагогами и учащимися математических кружков в регионе. Инициатором проведения олимпиады выступил Научно-образовательный математический центр ТГУ.

В «Абаке» приняли участие 12 команд из Томска, Северска и Томского района: Томский физико-технический лицей (две команды), гимназии №29 (две команды) и №24, Северская гимназия (две команды), лицей №8, лицей №1, школа №4, Зональненская школа, Дворец творчества детей и молодежи. В каждой команде было по 4 участника.

Формат «Абаки» – это традиционный формат командных математических соревнований для школьников. Все задачи выдаются для решения одновременно. Задачи распределены по нескольким темам, каждая задача имеет определенную стоимость. Команды передают в жюри для оценивания ответы во время проведения олимпиады, результаты проверки отображаются на экранах, что позволяет следить за турнирной ситуацией в режиме реального времени. Такая форма повышает остроту состязательности и делает «Абаку» зрелищной для болельщиков. Основным зачётным показателем в математической абаке является общее количество набранных очков, включая бонусы за полностью верно решенную тему.
*Абак – это счётная доска, применявшаяся для арифметических вычислений в Древней Греции, Древнем Риме и Древнем Китае.

участники Абаки

– Для жюри оказалось даже несколько неожиданной скорость, с которой решались задачи. Мы с трудом успевали их проверять и заносить результаты в турнирную таблицу, – отметили организаторы.

На прошедшей в ТГУ «Абаке» 5-ти и 6-классникам предстояло разбираться с «Геометрией» (конструктивные задачи на разрезание или замещение фигур, нахождение длин, площадей, объемов), «Числами» (свойства десятичной записи чисел и  арифметических действий над числами, делимость целых чисел). Также им попались темы «Сколько?» (текстовые задачи прикладного или сказочного содержания на выполнение различных расчетов), «Логика» (логические рассуждения, умение определять истинность или ложность утверждений) и «Алфавит» (названия чисел в русском языке, формальные языки, ребусы как алфавитная запись чисел).

Победителями стали команды «Успех» из гимназии №24 (I место), «Шпроты» из Зональненской школы (II место), «Скифы» из гимназии №29 (III место) и «Факториал» из Дворца творчества детей и молодежи (III место).

– В Томске такое мероприятие проводится впервые, идея появилась на семинарах для педагогов, курирующих математически одаренных обучающихся, – рассказывает Яков Гриншпон, заместитель директора НОМЦ по работе со школьниками. – На этих семинарах мы с преподавателями обсуждаем работу математических кружков для школьников 5-8 классов. Именно в этом возрасте проще всего заложить интерес к решению нестандартных задач и к изучению математики, но, к сожалению, именно для учащихся этих классов факультативных занятий и соревнований проводится меньше, чем для более старших школьников.

НОМЦ был создан в 2018 году в ТГУ на базе механико-математического факультета. За первый год работы центр наладил взаимодействие со школами и привлек ведущих педагогов к постоянно действующему семинару. Причем, для педагогов, не имеющих возможности посещать семинар лично, предусмотрена дистанционная форма участия – группа в WatsApp. Сейчас принято решение приглашать на эти семинары активных студентов механико-математического факультета ТГУ, чтобы в дальнейшем привлекать их к кружковой деятельности и расширению сети кружков, курируемых НОМЦ.

В мае ММФ и НОМЦ планируют проведение круглого стола «Решение сложных задач профильного ЕГЭ по математике» для 11-классников.