ТГУ масштабирует электронное обучение с помощью зонтичной системы
18 Марта 2020

Томский государственный университет входит в число лидеров дистанционного образования РФ и уже более 20 лет развивает инструменты e-learning. В 2019 году ТГУ году ввёл на всех факультетах новую позицию – заместитель декана по электронному обучению (ЭО). Наличие такой зонтичной системы позволяет минимизировать количество методических и технических затруднений в условиях полного перехода университета на дистанционное обучение.

Ранее министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков отметил, что в условиях угрозы коронавируса на удаленное обучение перешло 65 процентов вузов. Не везде этот процесс происходит безболезненно, поэтому министерство ежедневно вырабатывает методические рекомендации, чтобы как можно быстрее наладить полноценную работу.

ТГУ – один из активных участников федерального проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ». В 2017 году университет выиграл право на создание Регионального центра компетенций в области онлайн-обучения. В 2017-2019 годах ТРЦКОО ТГУ обеспечивал экспертное сопровождение перехода на цифровое обучение высших и средних учебных заведений РФ. Обучение в Центре прошли преподаватели более чем из 60 регионов России.

ТГУ начал осваивать методы дистанционного образования более 20 лет назад. Сейчас наработанный опыт помогает университету достаточно быстро адаптироваться к возникшей ситуации, в том числе и за счёт новой формы поддержки электронного образования – введения должностей заместителей деканов по ЭО.

– Электронное обучение давно является частью образовательного процесса ТГУ. Когда мы только начинали внедрять этот формат, стало очевидно, что на каждом факультете у нас должен быть представитель, хорошо знающий специфику своего подразделения, – говорит директор Института дистанционного образования ТГУ Виктория Дубровская. – Изначально этот человек выступал посредником между ИДО ТГУ – с одной стороны, и преподавателями и студентами – с другой, помогал осуществлять связь, решать какие-то небольшие технические сложности.

Dubrovskaya_RIATomsk.jpg

Поскольку роль информационных технологий в образовании существенно возросла, повысились и требования к функционалу специалиста, отвечающего за электронное обучение. Так, в обязанности заместителей деканов по ЭО входит решение целого ряда стратегических задач, в том числе это планирование развития дистанционного образования, участие в формирование новых нормативов, разработка методических подходов к обучению.

– Формировать новый институт было решено по принципу зонтичной системы, – поясняет Виктория Дубровская. – Ранее она была многократно опробована и доказала свою эффективность при реализации разных сетевых проектов, том числе при работе с одарёнными детьми. В 2019 году на каждом факультете был утверждён заместитель декана по ЭО. Сейчас представители всех учебных подразделений уже проходят специальный курс на базе ИДО. Правда, нам пришлось несколько скорректировать программу, исходя из сложившихся обстоятельств. Сейчас заместители деканов прорабатывают новые методики интеграции электронного образования в разные дисциплины, в том числе в те, где большое значение играет практическая компонента. 

Как отмечает Виктория Дубровская, опыт, ранее полученный ТГУ при реализации крупных программ, в том числе в рамках нацпроекта «Образование», теперь масштабируется на весь университет. Это позволит подразделениям максимально эффективно использовать информационно – образовательные ресурсы для обеспечения непрерывности образовательного процесса без снижения его качества.

17 марта в помощь всем вузам начали работу Ситуационный центр Минобрнауки РФ и «горячая линия» – по номеру +7 (495) 198-00-00. Также открыта «горячая линия» по переходу на смешанные и дистанционные форматы обучения – на сайте keep-learning.globaluni.ru. Министерство планирует публиковать методические рекомендации, чтобы как можно быстрее наладить полноценную работу.