Студенты признали владельца беспилотного автомобиля виновным в ДТП
21 Декабря 2018

В ТГУ состоялся очередной судебный процесс над роботом – беспилотным автомобилем. Студенты-юристы решали, кто должен нести ответственность при наезде автомобиля на пешехода. Суд постановил, что собственник беспилотника должен возместить моральный ущерб потерпевшей.

Сегодня российские законы никак не регламентируют прецеденты с участием роботов как субъектов правовых отношений. Поэтому проект ЮИ позволяет сформировать опыт в этой сфере и поразмышлять о создании прецедентного права.

– В будущем можно будет сесть в автомобиль и вовсе им не управлять. Мы наделяем роботов искусственным интеллектом, но если у них произойдет какой-то сбой, то кто будет отвечать? Если мы готовимся к будущему, где все будет автоматизировано, то должны понимать, как это будет регламентироваться в рамках законов. В связи с этим был запущен данный проект, где в игровом формате мы сможем предположить, какими правами может быть наделен искусственный интеллект, – рассказывает организатор проекта, менеджер Инновационно-технологического бизнес-инкубатора ТГУ Алина Шувалова.

Суд над роботом

В этот раз в зале судебных заседаний Юридического института рассматривали ситуацию, когда беспилотный автомобиль из-за сбоя в системе сбил прохожего, человеку был причинен вред здоровью средней тяжести. При этом собственник автомобиля отказался возмещать материальный и моральный ущерб, так как считает, что ДТП стало следствием неисправности технического и программного обеспечения и что он не должен нести ответственность за данное происшествие. В свою очередь, страховая компания также отказала потерпевшей в выплатах.

Юристы определили, что пострадавшая переходила дорогу в соответствии с ПДД. При этом автомобиль, хотя и беспилотный, является транспортным средством и источником повышенной опасности, и его владелец обязан возместить вред в соответствии с положением ч.1 ст. 1079 ГК РФ. Кроме того, отказ страховой компании от выплаты неправомерен.

В итоге суд постановил, что собственник должен возместить моральный ущерб потерпевшей, а страховая компания – материальный.

Судья

«Суды над роботами» проходят в ЮИ уже на регулярной основе. Организаторы намерены продолжать проект, чтобы рассматривать различные кейсы и обсуждать возможные варианты развития споров с участием субъектов – роботов, наделенных искусственным интеллектом.

– Проект «Суд над роботами», начавшись ещё в «Точке кипения» Агентства стратегических инициатив два года тому назад, был подхвачен ТГУ, и это стало регулярным событием. Этот год показал, что все больше людей проявляет интерес к судебным слушаниям, погружающим в тему роботизации, – рассказал проректор ТГУ по инновационной деятельности Константин Беляков. – Роботы живут среди нас, это не будущее, это уже сегодняшний день, и нам необходимо сформировать соответствующую нормативную базу, позволяющую включать роботов как субъектов правоотношений. Игровые ситуации и смоделированные кейсы «Суда над роботами» как раз послужат активом для формирования такой нормативной базы. Это позволяет надеяться, что Томск и томские университеты станут сообществом специалистов, которые будут продвигать и разрабатывать модель мирного сосуществования роботов и людей.

Проректор отметил, что Томск в целом активно участвует в проектах, связанных с роботизацией. Так, например, команда томичей будет участвовать в конкурсе НТИ «Зимний город» с проектом самоуправляемого автомобиля, который должен проехать в условиях непогоды, соблюдая все правила дорожного движения.

Организаторами игрового заседания «Суд над роботами» выступили Юридический институт и Управление инновациями в сфере науки, техники и технологий ТГУ.

Заседания суда над роботом