Студенты-дизайнеры ИИК рассказали о своей «Безымянной звезде»
30 Января 2019

Работы студентов ТГУ собраны в выставку «Театральный плакат», которая открылась в Томском драматическом театре. Это событие приурочено к премьере спектакля «Безымянная звезда», состоявшейся 25 января. Работать экспозиция будет до 14 февраля и, возможно, станет не последним примером сотрудничества между университетом и театром.

В экспозицию вошли плакаты студентов кафедры дизайна Института искусств и культуры, посвященные пьесе румынского драматурга Михаила Себастиана. Эти работы появились в результате сотрудничества ИИК и Томского театра драмы. Студенты, изучающие особенности создания театральных афиш, приняли участие в объявленном театром конкурсе на лучший плакат к «Безымянной звезде».

– Раньше я боялась давать студентам такую тему, как театральный плакат, потому что для начинающего дизайнера это очень сложно – в работе надо учитывать много контекстов: и художественную интерпретацию литературного произведения, и режиссерскую задачу, и современное прочтение давно известной пьесы, и понимание театральной эстетики. Для этого нужно иметь, по крайней мере, зрительский опыт, – объясняет доцент кафедры дизайна Татьяна Завьялова.

Разговор о сотрудничестве между ИИК ТГУ и Театром драмы зашел минувшей осенью, когда томский культурный обозреватель Наталья Бабенко при встрече с Татьяной Завьяловой упомянула о том, что студенты могли бы заняться созданием афиш. Идея стала воплощаться в жизнь, но изначально это были работы не для общего обозрения – студенты приступили к ним в качестве учебного задания. Подготовка к этому процессу включала просмотр минимум пяти спектаклей. Нужно было выбрать три наиболее понравившихся и сделать афиши именно для них.

Позже, узнав об этом эксперименте, режиссер театра Олег Молитвин предложил студентам поучаствовать в конкурсе на лучшую афишу нового спектакля – «Безымянная звезда».

– Идея заключалась в том, чтобы студенты сделали плакат не для спектакля, который уже есть в репертуаре, а для того, который только готовится к постановке. Ведь обычно так и работают театральные художники. При этом возникала некоторая интрига – готовые плакаты не останутся просто учебной работами, а станут возможностью реальной практики. Мы сразу озвучили, что лучший, на наш субъективный взгляд, плакат возьмем как реально действующий для нового спектакля, – рассказывает Олег Молитвин.

577A7487.jpg

– Мне понравилась эта идея – не просто сделать афишу, а поработать с режиссером и театром как заказчиком, – продолжает Татьяна Завьялова. – Первой задачей для студентов было прочитать пьесу, и, надо сказать, она была ими воспринята по-разному. У нас после прочтения шли дискуссии и об ее героях, и о возможных смыслах произведения. Что касается взаимодействия с театром, так совпало, что у Олега Молитвина есть дизайнерское образование, а у меня – режиссерское. Это помогло нам лучше понимать друг друга – ведь идеи студентов мы отправляли в театр не в формате готовых эскизов. Это были наброски, сделанные от руки, которые обычно мы заказчикам не показываем.

В общей сложности режиссеру спектакля было отправлено около двухсот таких эскизов, их выполнили 22 студента третьего и четвертого курсов ИИК. Выбирали лучшую работу режиссер «Безымянной звезды» и сотрудники отдела развития театра. По их мнению, победителем стал плакат Александры Першиной.

577A7396.jpg

– Когда стало понятно, что хороших задумок очень много, возникла идея организовать выставку, чтобы все они увидели своего зрителя, – добавляет Олег Молитвин. – Что касается победительницы конкурса, у нее было около пяти вариантов, и, на мой взгляд, все они высокого профессионального уровня. Но опять же, подчеркну, оценка работ была субъективной. Ребята ведь не были даже на репетициях, они просто с моих слов пытались угадать настроение и стилистику спектакля. У Александры это получилось точнее, чем у других.

Планируется, что выставка «Театральный плакат» будет работать до 14 февраля. Вместе с тем, есть вероятность, что в течение 2019 года, который объявлен в России Годом театра, работы студентов кафедры дизайна станут экспонатами и других экспозиций. Задел для этого уже есть – один из курсов, готовящих плакаты для «Безымянной звезды», создал афиши еще для двух постановок Томского театра драмы.

Фоторепортаж с выставки смотрите по ссылке.