29 Января 2013

Этот семинар стал первым в цепочке мероприятий этого года, проводимых специалистами научно-образовательного центра «Институт инноваций в образовании» ТГУ. Он направлен на то, чтобы найти решение задачи по выработке форм поддержки развития молодежных предпринимательских проектов, ориентированных на решение социально-экономических задач развития территории. Такую задачу перед экспертами ТГУ поставил Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области в 2012 году. Необходимо было проанализировать опыт реализации проекта подготовки молодежных бизнес-команд на территории муниципалитетов области (проект, который ТГУ ведет с 2006 года), разработать модель поддержки молодежных проектов, в реализации которой будут участвовать все субъекты территориального развития: предпринимательское сообщество, власть, образование, социальные группы и, конечно, сама молодежь.

В Бакчарском районе, как диагностируют эксперты ТГУ, сложилась продуктивная ситуация: с одной стороны, за предыдущие годы уже сформован костяк молодых предпринимателей, заинтересованных не только в получении прибыли своего предприятия, но и усилении его роли для решения важных для района проблем. С другой стороны - активная позиция администрации, в частности заместителя главы по экономике И.А. Александровой, гарантирует то, что такие предприятия не только «видятся» администрацией, но и рассматриваются как ключевые в решении стратегических задач развития территории. Третье – за годы совместной работы с ТГУ в районе проявились и оформились инициативные группы от образовательных учреждений общего и профессионального образования, которые могут существенно повлиять на качество кадрового обеспечения предприятий.

Все заинтересованные субъекты: власть, предприниматели, молодёжь, включая представителей социальной сферы – Дома культуры, СМИ, центра занятости – собрались для обсуждения стратегических задач развития и проектирования содержания и форм совместной деятельности. Эксперты ТГУ и Департамента развития предпринимательства помогли бакчарцам увидеть потенциал развития территории, провести анализ имеющихся и необходимых ресурсов. Итогом такого семинара стал список ключевых направлений развития предпринимательской среды и района в целом, а также проект муниципального Бизнес-лагеря, где выявленные направления будут детально проработаны молодежью совместно с опытными предпринимателями при участии тренеров и экспертов из научной и предпринимательской среды. Бизнес-лагерь в Бакчаре планируется провести 1-2 февраля и уже сейчас понятно, что он пройдёт эффективно, так как его задачи и содержание спроектированы теми, кто заинтересован в том, чтобы район развивался и становился местом привлекательным для бизнеса и молодежи.

Для справки. Необходимость в выработке специальных мер для сельских и отдаленных городских муниципалитетов обусловлена целым рядом причин, в частности:

· Наблюдается устойчивая тенденция миграции активной, образованной молодежи из сельских территорий и малых городов, связанная с отсутствием возможностей для их самореализации.

· Во многих территориях области возможность самореализации для молодежи связана только с созданием места для самозанятости, то есть включения в предпринимательскую деятельность.

· Эффективность форм поддержки молодежного предпринимательства связана с реальной социально-экономической ситуацией муниципалитета, уровнем развития предпринимательской среды, наличием субъектов развития территории и оформленностью механизмов взаимодействия между ними.

В 2012 году модель поддержки была разработана, оформлена и апробирована на четырех муниципальных образованиях области. В 2013 году предполагается ее реализация. Деятельность по поддержке разбита на этапы, которые характеризуются наличием и состоянием субъектов социально-экономического развития территории, потенциалом и ресурсом предпринимательской среды в муниципалитете. Так, некоторые муниципалитеты находятся еще на стадии, когда необходимо вкладываться в человеческий ресурс, проявлять и «выращивать» активную молодежь, выстраивать специальные формы коммуникации между действующими предпринимателями, властью и молодежью, искать интерес и предмет их совместной деятельности. На этом этапе не обойтись без внешних экспертов, модераторов и организаторов, роль которых выполняют специалисты ТГУ. Но ряд районов после шестилетней работы в проекте уже находится на таких этапах развития предпринимательской среды, когда есть бизнес-проекты, имеющие потенциал влияния на развитие территории, и необходимо искать механизмы их продвижения, разработать условия кадрового обеспечения и т.д.