«Селькупы: сохранить как...»: медиапроект ВШЖ о малом народе Сибири
30 Октября 2018

1 ноября в пространстве «Точка кипения» пройдет презентация проекта Высшей школы журналистики ТГУ «Селькупы. Сохранить как..». Проект посвящен одному из самых маленьких народов мира — селькупам. Презентуют его студенты: они расскажут, чему научились и какие сложности преодолели.

Что значит быть малым народом в России сегодня? Кому это выгодно, а кто, наоборот, готов забыть о своей национальности? Почему современные школьники с селькупскими корнями с большим желанием учат корейский язык, а не язык своих предков, хотя он преподается бесплатно? Чтобы ответить на эти вопросы, участники проекта отправились в экспедицию на север Томской области к местам проживания селькупов.

Над проектом работали 20 студентов-журналистов разных направлений: «текст», «фото», «документальное кино», «дизайн», а также волонтеры-переводчики — в общей сложности в команде 50 человек. При подготовке к экспедиции они консультировались с историками, антропологами, лингвистами ТГУ и других вузов. Побывав в 10 селах, деревнях и городах, студенты собрали материал для мультимедийного медиапроекта о проблемах, интересах и культуре селькупов.

7ImLB2cUG3A.jpg

— Экспедиция дала мне возможность поместиться в непривычные условия очень оперативной работы, где выявились все мои ошибки, которые в повседневной работе почти не замечала. Уже по итогам поездки появилось много материала для размышления над своим профессионализмом, — говорит участница проекта, автор текста «Почему селькупом быть выгодно» и соавтор фильма о селькупском языке «Торова ляга», студентка 3 курса ВШЖ Екатерина Виноградова.

Как рассказывает один из руководителей проекта, дизайнер, преподаватель ВШЖ Василий Вершинин, с самого начала авторы сформулировали амбициозные требования к сайту проекта: он должен быть двуязычным и иметь версию для мобильных устройств, поскольку не менее половины читателей сейчас приходят на сайты именно со смартфонов.

— Проект состоит из 14 историй, в которых тексты сочетаются с видео-, аудиоконтентом и графикой. В этом проекте мы впервые попробовали поработать в области иммерсивной журналистики: некоторые видеофрагменты можно посмотреть в режиме виртуальной реальности: на компьютере, смартфоне или с помощью VR-шлема, — поясняет Василий Вершинин. 

Программа презентации:

18.00 – 18.30 «Большой проект про маленький народ: как мы делали мультимедиа про селькупов» — кураторы проекта, преподаватели ВШЖ Василий Вершинин, Алена Кардаш, Галина Сахаревич 

18.30 – 18.50 «В смысле не сохранилось? Как сверстать сайт с нуля, а потом все переделать» — старший дизайнер проекта, студент ВШЖ Максим Ваганов

18.50 – 19.00 — кофе-брейк

19.00 – 19.20 «Селькупы на 360°: опыт работы с незнакомым форматом в диких условиях» — фотожурналист, оператор, студент ВШЖ Алексей Вшивков

19.20 – 19.40 «Танцуй с шаманами, иди в церковь: как написать захватывающий текст на сложную тему религии» — журналист, студентка ВШЖ Валерия Бортник

19:40 – 20.00 «You are playing s ognem: как перевести и отредактировать медиапроект для зарубежной аудитории» — преподаватель английского языка, переводчик Екатерина Синицына

20.00 – 20.20 — показ документального фильма студентки ВШЖ Дарьи Гришановой «Торова ляга»

20.20 — награждение команды проекта, кофе-брейк и свободное общение


Вход на мероприятие бесплатный, но обязательна регистрация: https://leader-id.ru/event/12295/ .

Добавим, это не первый большой проект Высшей школы журналистики. За последние годы несколько цифровых изданий получили признание: это студенческие проекты «Зеленый Марс», «Городские птицы». Первая журналистская экспедиция состоялась в 2016 году, студенты ездили в деревню эстонских переселенцев Березовку и подготовили мультимедийный проект «Внутренняя Эстония», который стал победителем студенческого конкурса дизайна Университета штата Мичиган (США), победителем всероссийского конкурса молодежных СМИ, лауреатом конкурса для журналистов Томской области «Акулы пера» и ряда других конкурсов.

Фото: Любовь Борисова