Ректор, губернатор и школьники подвели итоги нацпроекта «Образование»
20 Декабря 2019

Сегодня в Москве были подведены итоги первого года реализации национального проекта «Образование». В мероприятии приняли участие вице-премьер правительства Татьяна Голикова и министр просвещения РФ Ольга Васильева, а также – в формате видеосвязи – семь регионов страны, в том числе Томская область. Включение в Томске велось из Центра развития современных компетенций ТГУ.

вице-премьер Татьяна Голикова

Результаты работы Томской области представляли губернатор Сергей Жвачкин и ректор ТГУ Эдуард Галажинский, а также школьники, которые посещают курсы в Центре развития современных компетенций ТГУ (входит в сеть центров «Дом научной коллаборации», ДНК). Первым в режиме телемоста слово было предоставлено томичам. 

– В Томске – один из первых и лучших, по нашему мнению, образовательных центров. Президентом России мы определены как пилотный регион для реализации стратегии научно-технологического развития России. И мы сегодня показываем, как можно переходить от экономики ресурсов к экономике знаний, как интегрировать науку и производство и, конечно, как и для чего готовить кадры, которые, как мы знаем, решают всё, – сказал в своем выступлении глава региона.

Продолжая тему развития системы образования, ректор Томского госуниверситета Эдуард Галажинский добавил, что нацпроект «Образование» очень важен не только для школ, но и для университетов.

– По сути, это первый проект системного «выращивания» новой научной молодежи. Поэтому мы к нему относимся очень серьезно и руководствуемся несколькими принципами в своей работе. Принцип первый: ребята попадают не в «игрушечные» научные лаборатории, а в лаборатории, связанные с перераспределением научной ориентации региона. Тематика лабораторий – новая связь, биотехнологии, новые материалы, искусственный интеллект и так далее, – уточнил ректор.

Второй принцип, пояснил он, связан с убеждённостью, что только личность может воспитать другую личность. Работая с выдающимися исследователями, ребята получают новый опыт. При этом под выдающимися исследователями подразумеваются не только великие ученые, которые работают в ТГУ, но и молодежь, которая сегодня совершает научные прорывы в самых современных направлениях.

– Ну и третий пункт – это массовое вовлечение ребят в науку. Это особенность нацпроекта, которую мы очень поддерживаем. В 2019 году мы 4 тысячи школьников охватили и понимаем, что мотивация сегодня иногда важней способностей. И формирование мотивации в такой деятельности – это ключевая задача. Следующий шаг – а мы в Томске обсуждаем проект Большого университета – использовать всю инфраструктуру научно-образовательного комплекса, – резюмировал Эдуард Галажинский.

Возможность рассказать представителям правительства и министерства просвещения, а также других регионов о томском опыте реализации нацпроекта была предоставлена также юной жительнице областного центра, которая обучается в Центре развития современных компетенций ТГУ. В прошлом учебном году Арина Тихонова участвовала в программе «Космомониторинг природных процессов», в этом году перешла на «Молекулярную биологию».

– Это одна из самых передовых ветвей современной науки, поэтому в ней невозможно обойтись без высокоточного оборудования. В рамках программы мы посещаем лаборатории Биологического института и Ботанического сада, где можем практически самостоятельно использовать такие экспериментальные методы, как ПЦР, электрофорез и многие другие. Знания и навыки, которые мы получаем в программе, помогли нам пройти этап Олимпиады НТИ, – рассказала школьница.

Кроме того, отметила она, обучение на программах в центрах сети ДНК дает возможность подросткам взаимодействовать с университетом, чтобы в дальнейшем приступить к научной работе, уже имея опыт и углубленные знания.  

– Мы можем работать на уникальном оборудовании, которым не располагает ни одна школа. Видим лаборатории, где студенты и научные сотрудники занимаются актуальными современными исследованиями. Получаем консультации и рекомендации от ведущих вузовских преподавателей. Для меня это важно, так как позволяет реализовать проекты и исследовательские работы высокого уровня. Кроме того, во время обучения в ДНК я познакомилась с другими ребятами, которые имеют такую же мотивацию получать новые знания и навыки в той же области, что и я, – добавила Арина.

Школьники – участники видеоконференции

Как отметила, обращаясь к участникам мероприятия, заместитель председателя правительства Российской Федерации по вопросам социальной политики Татьяна Голикова, первый год реализации нацпроекта «Образование» стал для всех проверкой на прочность.

– Сейчас уже можно сказать, что первые шаги оказались, на наш взгляд, удачными. За 2019 год мы введем почти 160 тысяч новых мест в школах. В 160 организациях откроются 800 новых мастерских и аудиторий. За год прибавляется 15 мобильных «Кванториумов», 15 центров ДНК на базе вузов, 26 технопарков «Кванториум», в итоге в стране будет 110 таких технопарков. 21 IT-клуб, 16 маленьких «Сириусов» по стране, – привела данные Татьяна Голикова и добавила, что перечислять результаты года можно долго.

Среди главных событий она назвала также появление 2 049 «Точек роста» в сельской местности. Нацпроект, по словам Голиковой, формирует новый взгляд на качество и содержание образования и дает новые возможности всем участникам образовательного процесса – и педагогам, и детям, и их родителям.

– Президент поставил очень амбициозную задачу – попасть в десятку стран с самым высоким качеством общего образования. У нас сейчас есть все основания не только попасть туда, но и закрепиться там, – подчеркнула заместитель председателя правительства.

В свою очередь, комментируя итоги первого года национального проекта «Образование», министр просвещения РФ Ольга Васильева отметила большую роль в его реализации со стороны глав регионов.

– Вы настолько неравнодушны, и всё, что происходит сейчас в нацпроекте «Образование», вы поддерживаете искренне. Томск, привет! Вы замечательные, вы молодцы, – упомянула в своей речи министр пример Томска, где на базе ТГУ в 2019 году открылся Центр развития современных компетенций.

Напомним, Центр развития современных компетенций создан в рамках национального проекта «Образование» и входит в федеральную сеть ДНК (Дома научных коллабораций). Здесь для школьников 5–11 классов реализуется 33 дополнительных общеразвивающих программы технической и естественнонаучной направленностей. Все программы нацелены на формирование 4К-компетенций: Креативность, Критическое мышление, Коммуникабельность и Командная работа.

Добавим, в телемосте с Москвой также приняли участие Республика Адыгея, Астраханская, Воронежская, Кемеровская, Ленинградская и Челябинская области.

Концепция нацпроекта «Образование» включает обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Планируется, что к 2024 году в вузах будут созданы 100 центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы.