Психологическую программу студентки ТГУ внедрят в больнице Томска
2 Августа 2016

Студентка ФП ТГУ Анастасия Зайцева разработала модель психологического сопровождения находящихся на стационарном лечении подростков с такими заболеваниями, как сахарный диабет, гастрит, гастродуоденит, вегетососудистая дистония. К 2017 году эта методика сопровождения и реабилитации будет внедрена в детской больнице № 1.

– Я исследовала психологические факторы, которые влияют на качество жизни детей и успешность их лечения. Это способы преодоления трудных ситуаций, особенности саморегуляции, взаимоотношения с родителями и сверстниками, уровень тревожности и другие, – говорит Анастасия.

В процессе работы студентка провела индивидуальные интервью, анкетирование и тесты с 90 подростками 13–16 лет, находящихся на стационарном лечении в детской больнице № 1 Томска.

В результате она выявила взаимосвязи заболеваний и факторов, влияющих на качество жизни подростков. Например, было обнаружено, что высокий уровень тревоги негативно воздействует на детей с вегетососудистой дистонией и заболеваниями желудочно-кишечного тракта, а у пациентов с сахарным диабетом это не столь выражено: для них ведущим фактором являются взаимоотношения с семьей. На основании этих выводов Анастасия построила модель психологического сопровождения на этапе стационарного лечения и оказания психологической помощи подросткам, имеющим хронические заболевания.

Модель.jpg

– Проанализировав данные, я составила список маркеров, на которые необходимо обращать внимание при направлении подростка на консультацию к клиническому психологу, – рассказывает студентка. – Например, для ребенка с гастритом необходимо учитывать полноту семьи, невыполнение рекомендаций врача, протестные формы коммуникации и т.д. Все это должно учитываться при планировании и реализации реабилитационных мероприятий.

Также Анастасия выделила типы психологического вмешательства, наиболее эффективные для помощи подросткам каждой из трех групп. Для всех действенным оказался коммуникативный тренинг. В то же время развитие эмоциональной компетентности эффективно для детей с вегетососудистой дистонией, а для подростков с заболеваниями желудочно-кишечного тракта – диалогическая поддержка и редуцирование тревоги.

– Сейчас я использую эту модель в работе и считаю, что на нее должны ориентироваться не только клинические психологи, но и лечащие врачи, – отмечает студентка. – Надеюсь, что к новому году эта методика уже войдет в лечебную практику детской больницы № 1.

 Анастасия Зайцева работает психологом в детской больнице № 1. В 2016 году она окончила магистратуру ТГУ и поступает в аспирантуру на «Медицинскую психологию».