Проект «Открытие недели»: святой Христофор с собачьей головой
3 Декабря 2015

Музей археологии и этнографии им. В.М. Флоринского продолжает проект «Открытие недели» – еженедельное знакомство с уникальными экспонатами, которые не вошли в постоянную выставку. На этот раз это икона «Святой Христофор и предстоящие святые Софья, Вера, Надежда и Любовь».

Икона была написана в 1830 году. Необычно ней изображение святого мученика Христофора в образе Псеглавца (с собачьей головой). Подобные иконы долгое время имели место в Православной церкви, но были запрещены сначала на Московском соборе в 1667 г., а потом и распоряжением Синода в 1722 г. как «противные естеству, истории и самой истине». После запрета Христофор стал изображаться антропоморфно, в образе воина. Большинство старинных изображений псоголового Христофора было уничтожено или записано.

577A7336.JPG

По словам сотрудников музея, такая иконография может объясняться двумя версиями:

 – По одному из преданий, святой Христофор первоначально имел красивую наружность, но, желая избегнуть соблазнов для себя и окружающих, просил Господа дать ему безобразное лицо, что и исполнилось, – рассказывает сотрудник Музея археологии и этнографии Жанна Зайцева. – По другим преданиям, такая внешность Христофора связана с его происхождением – из земли кинокефалов – собакоголовых людей, описание которых достаточно часто встречается с античных времен. Ничего удивительного, что неизученные земли на окраинах ойкумены и народы, их населяющие, в эпоху Средневековья воспринимались как некие экзотические существа со страшным обликом.

Изображение св. Христофора с собачьей головой сохранилось в старообрядческой среде. Представленные на иконе вместе с ним святые  – Вера, Надежда, Любовь и матерь их София – пользовались у старообрядцев особым почитанием, поскольку являли собой пример стойкости перед лицом мучений.

Икона находится в витрине, стоящей у входа в Музей археологии и этнографии ТГУ в холле второго этажа.