Пилотный проект ТГУ поможет студентам стать трансфессионалами
18 Декабря 2018

На базе САЕ «Институт умные материалы и технологии» запущена пилотная англоязычная общеразвивающая программа Tomsk International Science Honor's Program, разработанная совместно с Университетом Маастрихта (Нидерланды). В рамках «пилота» студенты ТГУ из шести стран углубляют свои знания в области химии, физики, биологии, математики, английского языка, развивают навыки, необходимые для решения нестандартных задач, работы в современных условиях неопределенности, быстро меняющегося и устаревающего контекста. В 2019 году выпускники программы смогут поступить на междисциплинарные международные программы ведущих российских и зарубежных вузов.

– В условиях перехода на новый технологический уровень у государства есть огромная потребность в специалистах, способных работать на стыке нескольких наук и создавать прорывные технологии, – говорит директор САЕ «Институт умные материалы и технологии» Ирина Курзина. – Максимально востребованными на рынке труда будут трансфессионалы – люди, хорошо освоившие одну или более профессий, способные переходить их границы и в течение жизни наращивать новые компетенции. Кстати, «Атлас новых профессий» прогнозирует успех именно таким специальностям, являющимся синтезом разных направлений, – это агроинформатик, IT-медик и другие. 

Как отмечает Ирина Курзина, их подготовка возможна только в рамках междисциплинарных программ, но практика показывает, что большинство студентов не готовы к такому обучению, им попросту не хватает знаний в смежных областях. Задача пилотной программы – ликвидировать этот пробел, научить молодежь работать в команде, вычленять проблему, генерировать идеи по ее решению. Для достижения этих целей разработчики программы используют подход проблемного обучения.

Сейчас в рамках пилотной программы занимаются две группы студентов бакалавриата и магистратуры ТГУ из шести стран: Индии, Малайзии, Тайваня, России, Казахстана, Кыргызстана. Все они с разных факультетов – ФФ, ГГФ, ММФ, ХФ и других. «Пилот» включает несколько крупных блоков, посвященных наукам о жизни, среди которых «Температура и энергия», «Загрязнение» и другие. Каждый блок содержит по шесть кейсов.

На самостоятельных занятиях в группах учащиеся разрабатывают решение предложенной проблемы и презентуют его эксперту. Наряду с этим идет контактная работа с преподавателями-тьюторами. В каждый блок включено четыре часа лекций от ведущих ученых. Например, в рамках блока «Свет и цвет» лекции читал профессор ФФ ТГУ и Университета Маастрихта Герман Кингма. В феврале в рамках блока «Температура и энергия» запланированы лекция и мастер-класс профессора Воутера ван Маркен Лихтенбелта, руководителя исследовательской группы по термофизиологии и метаболизму Университета Маастрихта. 

IMG_4765.jpg

– Этот проект – своеобразная «обкатка» как для студентов, так и для преподавателей, к которым предъявляются очень высокие требования, – говорит директор Центра совместных образовательных программ ТГУ Ольга Масленникова, одна из разработчиков пилотной программы. – Чтобы освоить нетрадиционный, но вместе с тем очень эффективный формат, преподаватели ездили на обучение в Нидерланды. Полученные теоретические знания они переносят на практику. В дальнейшем эти специалисты будут преподавать студентам новой бакалаврской англоязычной программы Tomsk International Science Program (TISP), которую САЕ «Институт умные технологии и материалы» запустит в 2019/20 учебном году. 

Как отмечают разработчики программы, бакалавров с усиленной подготовкой сразу по нескольким направлениям – химия, физика, математика, биология – в России почти не готовят, хотя запрос на специалистов с междисциплинарными знаниями растет. Институт умных материалов и технологий ТГУ будет готовить их для промпартнеров, например, для СИБУРа, с которым у университета налажены тесные связи.

Добавим, что междисциплинарную подготовку в рамках «пилота» студенты выбирали по разным причинам. Несколько человек планируют поступать на ранее упомянутую программу, есть и те, кто готовится попробовать свои силы в других вузах, в том числе зарубежных. «Пилот» помогает им приобрести те компетенции и навыки, которые позволят соответствовать высокому уровню требований, предъявляемых к студентам ведущих российских и иностранных вузов.

Так, например, Урмат Рустамбек, магистрант программы «Трансляционные химические и биомедицинские технологии» ТГУ, планирует учиться во Франции. Он уже поступил в магистратуру Chimie Paris Tech (Париж). Как отмечает студент, пилотная программа отличается свободой выбора, позволяет лучше раскрыть потенциал. Вместе с тем она помогает «подтянуть» иностранный язык, что очень пригодится Урмату во время обучения во Франции.