Компетенции XXI века: «прыжок лягушки» и «огород» для стартапов
5 Июня 2018

1 июня в НБ ТГУ прошла панельная дискуссия «Компетенции XXI века». Она стала частью программы Международной конференции по новым образовательным технологиям EdCrunch Томск. Как и на всех других мероприятиях EdCrunch, участники дискуссии обсуждали тему, связанную с новыми форматами обучения. В этот раз речь шла о роли университетов, институтов и академий в развитии инновационной педагогики и как результат - всего общества.

Модератором дискуссии выступила основатель и CEO компании Sherpa S Pro (до 2013 года - Personnel Touch), основатель и координатор проекта RuGenerations «Теория поколений в России» (Россия-Бразилия)  Евгения Шамис, ключевыми спикерами - программный директор «Точки кипения-Томск» Лиана Кобзева, начальник департамента проектной и инновационной деятельности Университета ИТМО Нина Яныкина, руководитель разработки образовательных программ ФРИИ Дарья Харченко, директор Высшей школы менеджмента Русско-британского института управления Людмила Александрова и руководитель образовательных программ ПЕРИ Инновации Махач Косоев.

– Общая цель высшей школы, – отметила Евгения Шамис, сделать так, чтобы большие группы людей, в том числе внутри самих университетов, смогли изменить свой подход к работе, совершив так называемый «большой прыжок лягушки».

Каждый спикер представил примеры таких изменений, которые ему лично довелось наблюдать. Сама Евгения Шамис привела в качестве одного из таких примеров Калужскую область, которая стала поставщиком руководителей для разных регионов, предприятий и даже министерств РФ.

DSC_7498.jpg

- Как это произошло? Они взяли 100 человек из разных отраслей - от бизнеса, университетов, властей и просто лидеров в своей сфере - и сделали совместно со шведскими партнерами программу, подобную MBA. В течение полугода эти люди познакомились и стали оказывать друг другу поддержку, то есть начали действовать как единая команда. Видя ее в действии, люди поняли, что этой команде можно доверять, - рассказала Евгения Шамис.

Аналогичные изменения необходимы и университетам, которые ставят перед собой амбициозные цели, - продолжила тему начальник департамента проектной и инновационной деятельности Университета ИТМО Нина Яныкина.

- На примере нашего университета могу сказать: когда в 2013 году коллективу презентовали программу развития конкурентоспособности с невероятными показателями, у большинства людей на лицах было написано недоверие, - пояснила представитель Университета ИТМО. - Оно было, на мой взгляд, вызвано отсутствием веры в себя. Задачей сверху им показали, к чему надо стремиться, но они не знали, с помощью каких инструментов это возможно. Однако комплекс изменений сработал - потому что они происходили именно комплексно. Комплекс - это люди, ресурсы, которые им предоставляются, и правильно выстроенные каналы внешней и внутренней коммуникации.

DSC_7605.jpg

От Томской области в качестве спикера на панельной дискуссии выступила и программный директор «Точки кипения-Томск» Лиана Кобзева. Говоря о новых форматах коммуникаций и совместной деятельности, она подчеркнула: проект «Точка кипения» доказал, что новые компетенции возможно осваивать и за пределами университета и вообще за границей образовательных процессов. Работа томской «Точки» как раз является примером того, насколько активно большие группы общества могут осваивать новую повестку дня.

- Мы стартовали 29 ноября 2017 года. Тогда у нас было 575 участников мероприятий. За полгода мы увеличили этот показатель до 8 555 человек. Думаю, еще месяц, и мы в 20 раз увеличим изначальное количество уникальных пользователей, а число неуникальных участников, то есть тех, кто приходил к нам более одного раза, уже приближается к 13 000. В целом за полгода нами организовано 450 мероприятий, - рассказала Лиана Кобзева.

Говорили участники дискуссии и о том, что совершать «прыжки лягушки» помогает соревнование с более сильными конкурентами. Развивая эту тему, слушатели из числа вузовских преподавателей, которым тоже была дана возможность высказаться, предложили повышать конкуренцию в своей среде. Кроме того, ими и спикерами были названы причины того, почему зачастую даже молодые преподаватели ведут себя консервативно.

По мнению тех, кто пришел на диспут, многие педагоги просто не слышат запросов современного общества, боятся выходить из привычной зоны комфорта, а также не знакомы с альтернативными методиками преподавания, поскольку не включены в международную коммуникацию. Влияют на развитие инновационной педагогики и многочисленные стандарты, которые загоняют преподавателей в определенные рамки. Все это опять же свидетельствует о том, что соответствовать компетенциям XXI века должны как минимум три звена: власти, бизнес и университеты. Четвертым элементом этого взаимодействия могут быть некоммерческие организации.

- Я всегда привожу такой пример: невозможно просто пойти и собрать помидоры. Их сначала нужно вырастить, а для этого нужно еще и хорошо подготовить почву. В каком-то смысле те же стартапы не сильно отличаются от помидоров. Им тоже нужна почва, их тоже нужно формировать и выращивать, - поделилась своим мнением руководитель разработки образовательных программ ФРИИ Дарья Харченко.

Международная конференция #EdCrunch Томск, приуроченная к 140-летию ТГУ, стартовала 30 мая и завершилась 1 июня. Она была посвящена развитию российской индустрии электронного образования. 800 участников, в том числе более 150 экспертов из ведущих научно-образовательных центров РФ и зарубежных стран, обсудили главные тренды e-learning, использование новейших технологий для индивидуализации обучения и подготовки специалистов для цифровой экономики страны. Соорганизаторами #EdCrunch Томск выступили НИТУ МИСиС и «Рыбаков фонд» при поддержке Минобрнауки РФ. Форум проходил в рамках приоритетного проекта в области образования «Создание цифровой образовательной среды в РФ».