Химики разработают экологичную технологию очистки «дизеля» от серы
25 Октября 2017

Одной из важнейших задач современной нефтепереработки является удаление полиароматических углеводородов, серы и ее соединений из дизельного топлива. Для этого широко используется гидроочистка, в процессе которой происходит выделение большого количества газов, загрязняющих атмосферу. Химики Инновационно-технологического центра СФТИ ТГУ совместно с промпартнером ООО «ГИРС-сервис» (Москва) разработают новые безопасные экстрагенты и каталитические системы, которые позволят эффективно очищать топливо и уменьшить экологическую нагрузку.

– Полиароматические углеводороды, сера и ее соединения в качестве естественных составляющих входят в состав сырой нефти и после переработки сырья в топливо частично сохраняются. Наличие серы в топливе наносит вред двигателю, провоцируя развитие коррозионных процессов, – рассказывает руководитель проекта, старший научный сотрудник ИТЦ СФТИ Олег Андриенко. – Помимо этого опасные выхлопы сернистого газа попадают в атмосферу.

Существенный вред окружающей среде наносят и полиароматические углеводороды, которые способствуют ее загрязнению веществами с канцерогенной активностью. Сейчас требования к качеству дизельного топлива серьезно ужесточаются. Особенно это касается продукции, которую российские предприятия отправляют на экспорт. Поэтому разработка новых способов очистки «дизеля» является крайне актуальной.

В качестве альтернативы традиционной гидроочистке химики СФТИ ТГУ предлагают безводородный способ удаления серы – окислительное обессеривание с последующим удалением загрязняющих компонентов. Для решения этой ученые разработают экстрагенты и каталитические окислительные системы способные эффективно извлекать загрязняющие компоненты из дизельной фракции. Стоимость нового технологического процесса будет ниже, чем при гидроочистке, что приведет к удешевлению облагораживания дизельного топлива. Кроме того, выделенные продукты найдут отдельное коммерческое применение.

Использование новой технологии извлечения серы и полиароматических углеводородов позволит минимизировать количество вредных отходов, которым сейчас необходимо обеспечивать безопасное хранение. Наряду с этим окислительное обессеривание является гораздо более безопасным промышленным процессом, чем гидроочистка, для которой требуются высокое давление и температура.  

– Новая технология имеет еще и отсроченную экономическую выгоду, – говорит Олег Семенович. – Повышение качества очистки дизельного топлива в конечном итоге увеличит срок службы их двигателей и приведет к снижению затрат на ремонт автомобилей и сельскохозяйственной техники.

Добавим, что проект химиков ТГУ, рассчитанный на три года, поддержан Минобрнауки РФ и реализуется в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» (RFMEFI57817X0225). Испытания новых комплексных систем для селективного извлечения серы будет проводиться на площадке индустриального партнера – ООО «ГИРС-сервис» (Москва).