Гайдаровский форум: чему и как учить предпринимателя
17 Января 2018

Ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский стал модератором экспертной дискуссии «Чему и как учить предпринимателя?» – одного из мероприятий Гайдаровского форума. Участники дискуссии пришли к парадоксальному выводу: способность к предпринимательству в большей степени определяется личностными характеристиками человека, причем для развития таких способностей необходимо развивать соответствующую среду.

В дискуссии принимали участие основатель и председатель совета директоров компании «Дымов» Вадим Дымов, гендиректор компании Cotton Way Александр Уткин, совладелец холдинга RESTart Алексей Васильчук, основатель Statsbot.co Михаил Меланьин, президент «Ростик Групп» Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко, президент «Деловой России» Алексей Репик. В качестве экспертов выступили ректор Московской школы управления «Сколково» Марат Атнашев и ректор Университета ИТМО Владимир Васильев.

– Это первый публичный разговор крупных предпринимателей и ректоров и, конечно, это и поиск общего языка, и понимание взаимных контекстов, начало некоторого публичного диалога предпринимателей и вузов. Перед вузами стоит задача, чтобы в них появились центры предпринимательства. Но при этом нет ни у кого понимания, как это должно быть устроено. Эта дискуссия была шагом на пути обсуждения лучших моделей, – говорит Эдуард Галажинский.

Кто такие предприниматели?

Чтобы попытаться найти ответ на вопрос, чему и как нужно учить предпринимателя, участники дискуссии сначала выделили качества, которыми он должен обладать. Это интеллектуальная выносливость, способность увлекать других, рискованность, эмпатия, гибкость, стратегическое мышление, «хайповость», лидерские качества.

– Основной критерий – способность мечтать. И видеть через горизонты, – отметил гендиректор Cotton Way Александр Уткин. – Потому что, как правило, созданная классная история, очень хороший бизнес не виден на расстоянии вытянутой руки, он находится где-то там, за горизонтом. Нужно увидеть его, мечтать о нем и прийти к нему.

Участники дискуссии

– Очень важное качество – кубическое мышление, – добавил совладелец холдинга RESTart Алексей Васильчук. – Любая ситуация – как куб. Она имеет, как минимум, шесть сторон, шесть решений. Если посмотреть на любую ситуацию в лоб, она будет квадратом – посмотрел и принял решение, но можно ее покрутить, найти хотя бы шесть ответов – и выбрать лучший.

Как готовить предпринимателей?

Согласно исследованиям, врожденную склонность к предпринимательской деятельности имеют около 5% населения, привел данные Эдуард Галажинский. Но можно ли с помощью каких-то образовательных, управленческих технологий повысить процент успешных бизнесменов?

По мнению Ростислава Ордовского-Танаевского Бланко, есть два типа предпринимателей. Первый тип – «герои», люди, которые могут почувствовать потребность населения в чем-то до того, как она осознана в обществе. Так появились, например, биткоин и Uber. Это таланты с врожденной способностью менять мир.

Второй тип – предприниматели, которые нашли нишу для какой-то услуги или товара. И таких бизнесменов можно воспитать. Что нужно сделать для них в университетах, так это уменьшить барьеры для начала бизнеса: легкое открытие компании, предоставление информации и прочее.

Алексей Васильчук поделился собственным опытом: при открытии бизнеса он вместе с командой все сделал «по книжке, как учили в бизнес-школе», но в итоге пропала «душа, что ты делаешь это для людей».

Поэтому, по мнению Алексея, для предпринимателя важны еще и его ценностные качества, которые ему помогут общаться с людьми (партнерами, клиентами). Важно еще со школы развивать в человеке индивидуальность, а сегодня российское образование стандартизировано:

– Важно развивать в студентах личностные качества. Не навыки, не скилзы, а именно личностные качества: взять на себя ответственность, идти до конца и так далее. Этому не очень много внимания уделяется в современном мире. В последнее время мы выбираем сотрудников за их личностные качества. А скилзам можно всегда научить.

Участники дискуссии

Самый молодой участник дискуссии – основатель Statsbo.co Михаил Меланьин, окончивший университет в 2010 году, – подготовил список того, чего ему не хватало при обучении в вузе:

  1. Любая кафедра должна сотрудничать с реальным бизнесом, у студентов должны быть «реально играющие тренеры».

  2. Должна быть внедрена модель смешанного обучения, больше проектной работы.

  3. Должна быть возможность хорошо выучить английский язык.

– Все заложено в среде, именно там есть шанс раскрыться, – подчеркнул Михаил.

Какой должна быть среда, формирующая предпринимателей?

Предпринимательство – это личностный выбор, ответственность, зрелая позиция. Но можно способствовать формированию таких качеств у студентов, и для этого университеты должны создавать необходимую среду.

Ректор Университета ИТМО Владимир Васильев отметил, что необходимая среда создается, когда университет окружен компаниями, разделяющими его ценности.

Эдуард Галажинский

Эдуард Галажинский, завершая дискуссию, резюмировал, что среда должна быть многоуровневой:

1.       Мотивирующий уровень. Университет дает каждому возможность попробовать себя предпринимателем.

2.       Создание программ и специальной среды для тех, кто хочет развивать предпринимательские качества. Погружение их в реальные проекты.

– Но тогда бизнес должен прийти в университеты, тратить свое время, инвестировать в эти кейсы, описывать этот опыт, чтобы мы могли его передавать в другие университеты, – отметил Эдуард Галажинский.

3.       Создание инфраструктуры. При этом наличие бизнес-инкубатора способствует тому, что абитуриенты выбирают университет.

4.       Глобальное предпринимательство: венчурные фонды, привлечение пула инвесторов. Но для этого нужно изменить систему управления, запустить наблюдательные советы. Это трансформация самих университетов, и очень болезненная.

Подводя итоги, Эдуард Галажинский сказал: 
– Речь шла о том, что предпринимательство – это не какие-то специальные компетенции, а осознанный выбор сильных людей, способных брать на себя ответственность. Рисковать – таких в нашей культуре не очень много. Предприниматели подтверждают, что важнее не столько компетенции, сколько масштаб личности, которая за это берется, и осознанный выбор. Это очень близко к позиции нашего университета – развитие человека, трансфессия, способность развиваться в течение всей жизни. И предпринимательство – одна из сфер, которую наш выпускник может выбирать. Это не что-то чужеродное, мы вместе просто достраиваем еще одну линию для наших выпускников. 
Мы совпадаем с лучшими людьми нашего бизнеса. Это радует. Ведь чем больше будет самостоятельных, ответственных в нашем обществе, тем лучше. Критическая масса таких людей, меняющих жизнь, позволит очень многое изменить в нашей стране.