Французские ученые считают, что профессия преподавателя более уважаема
2 Октября 2017

Доценты ИФ Михаил Грибовский и Александр Сорокин продолжают свое исследование профессиональной идентичности преподавателей разных стран. Они выяснили, что французские ученые считают профессию университетского преподавателя более уважаемой, так как более очевидна ее польза для общества. Преподаватели же, наоборот, отмечают, что информационный акцент сегодня смещен на научные исследования.

Историки ТГУ взяли 25 глубинных интервью у французских ученых и у госслужащих Министерства образования Франции. Респондентами стали профессора, преподаватели и исследователи из 12 университетов и Гранд Эколь Парижа, Лиона, Руана, Тулузы.

– В связи с тем что высшая школа Франции сложна и неоднородна и наряду с вузами существуют высшие школы (Гранд Эколь), в нашем исследовании 53% глубинных интервью было проведено с сотрудниками университетов, которые в основном занимаются преподавательской деятельностью, а 47% – с сотрудниками Гранд Эколь, учеными и исследователями, – отметил Александр Сорокин.

Исследование профессиональной идентичности ученых

По словам исследователей, ученые из Гранд Эколь полагают, что профессия университетского преподавателя более уважаема в глазах французского общества, так как ее польза более очевидна. А преподаватели считают, что в глазах администрации их работа мало заметна в силу того, что в настоящее время акцент делается на научных результатах.

Одной из основных тем интервью стала интернационализация высшего образования. Респонденты отмечали открытость высшей школы Франции для иностранных студентов, профессоров и исследователей. Например, при объявлении конкурса на свободную вакансию в научном или высшем учебном заведении может претендовать специалист вне зависимости от его гражданства. Однако такая политика не всегда обеспечивает рост уровня интернационализации.

– Французские исследователи публикуются преимущественно во французских журналах, и их заявки на исследовательские гранты европейских и международных фондов часто не побеждают, – рассказал Михаил Грибовский. – Мы удивились, что в некоторых французских университетах бывает сложно найти преподавателей, готовых обеспечить учебный процесс на английском языке. Эта ситуация схожа с российской.

Исследование проходит в рамках мегагранта Правительства РФ по проекту «Человек в меняющемся мире». Антропологи уже провели глубинные интервью с 20 преподавателями из Великобритании и 50 – из московских и сибирских вузов.
По их заключению, российских и британских профессоров объединяет идея «Университета 3.0», согласно которой трансформация высшей школы приводит к тому, что преподаватели все больше уделяют внимание развитию финансовых и управленческих навыков.